1.17. Рабочая программа курса по выбору Русское правописание

Приложение № 1.17
к основной образовательной программе
среднего общего образования МБОУ СОШ № 221,
утвержденной приказом № 40/3-О-О 28.08.2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «Русское правописание»
Настоящая рабочая программа курса по выбору «Русское правописание» предназначена
для учащихся на уровне среднего общего образования, разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом
примерной основной образовательной программы.
Целями изучения курса по выбору «Русское правописание» являются:
• повышение практической грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня
речевой культуры;
• развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• углубление знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
• развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться
необходимой информацией Интернет- ресурсов;
• формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
• овладение культурой межнационального общения.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения курса по выбору «Русское правописание»
представлены тремя группами: личностные, метапредметные и предметные.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения курса по выбору «Русское правописание»:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским
языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в
различных областях человеческой деятельности;
3)
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
4)
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.

•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения курса по выбору «Русское правописание»
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
1

•
•

•

•

•
•
•
•

1)
2)
3)
4)
5)

6)
7)
8)

9)

10)

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения курса по выбору «Русское правописание»
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
СОДЕРЖАНИЕ
2

Речевой этикет как правила речевого поведения.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении
Некоторые сведения из истории русской пунктуации.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Разделы русской пунктуации
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение ее на письме.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.
Однородные члены, не соединенные и соединенные союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими
словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные
и несогласованные.
Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматикопунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом.
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих,
поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.
Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые
формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов (нет уж. что ж, как же, что же и щ).).
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых
ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и
выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Прямая и косвенная речь.
3

Разные способы оформления на письме цитат.
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей
стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.

4

Тематическое планирование
10 класс (34 часа)
№

Тема урока

1

Речевой этикет как правила речевого поведения.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном
общении
Некоторые сведения из истории русской пунктуации.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация
и пунктуация.
Разделы русской пунктуации
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений.
Границы предложения, отражение ее на письме.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении;
интонационные особенности этих предложений.
Грамматические и интонационные особенности предложений с
однородными членами. Однородные члены, не соединенные и
соединенные союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе
семантико-грамматической
и
интонационной
характеристики
предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные,
согласованные и несогласованные.
Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного
оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом.
Смысловые и интонационные особенности предложений с
обособленными
обстоятельствами,
выраженными
именем
существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с
обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме
уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в
письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с вводными словами.
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов
предложения.

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

5

№
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп
вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в
письменной речи.
Пунктуационное
выделение
междометий,
утвердительных,
отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж. что ж,
как же, что же и щ).).
Грамматические
и
пунктуационные
особенности
сложных
предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между
частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного
предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания
в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и
более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной
синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Прямая и косвенная речь.
Разные способы оформления на письме цитат.
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной
мыслью, общей стилистической направленностью и единым
эмоциональным настроем.

Кол-во
часов
1
1

1

1
1
1

1
1

1
1
1
1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».