Приложение № 1.7
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ № 221 (новая редакция),
утвержденной приказом № 32/1-О от 30.08.2021,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
Планируемые результаты
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
•
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
•
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
•
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
•
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
1
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
•
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
•
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
•
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
2
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том
числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель
растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания
свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения
и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение,
соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора,
экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;
осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
3
•
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности
и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений
природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус
как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
4
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края
(2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие
в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг
с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные
ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
5
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным,
воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и
видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,
День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному
празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России
(по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие,
ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
6
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий
на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями):
название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное
время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
7
Тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№
Количество
Тема урока
п/п
часов
1 Введение в предмет –окружающий мир. Знакомство с учебником.
1
Человек и общество
2 Наша Родина. Народы России.
1
3 Народные праздники, обычаи, костюмы.
1
4 Стартовая диагностическая работа.
1
5 Москва – столица нашей Родины. Знаменитые города России.
1
6 Мой родной город – Екатеринбург. Виртуальная экскурсия.
1
Человек и природа
7 Солнце. Луна. Созвездия.
1
8 Созвездие Большая медведица. Практическая работа.
1
9 Полезные ископаемые.
1
10 Растения. Части растений.
1
11 Комнатные растения. Растения для клумб и цветников.
1
12 Лиственные и хвойные деревья.
1
13 Экскурсия в лес.
1
14 Насекомые.
1
15 Рыбы.
1
16 Птицы. Жизнь птиц зимой.
1
17 Звери.
1
18 Коллективный проект «Зоопарк».
1
Правила безопасной жизни
19 Предметы, которые нас окружают дома.
1
20 Наш помощник – компьютер. Правила пользования компьютером.
1
21 Безопасное поведение дома и на улице.
1
Человек и природа
22 Наша планета – Земля. Глобус – модель Земли.
1
23 Тематическая проверочная работа № 1 по теме «Кто? Что?»
1
Человек и общество
24 Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Семья. Друзья. Близкие люди. Индивидуальный проект «Моя семья».
25 Система водоснабжения нашего дома.
1
26 Система электроснабжения нашего дома. Правила безопасного
1
поведения при обращении с электроприборами.
Человек и природа
27 Виды почтовых отправлений.
1
28 Вода пресная и солёная.
1
29 Снег и лёд – это замерзшая вода. Практическая работа.
1
30 Жизненный цикл растения.
1
31 Животные – живые существа.
1
32 Экологические проблемы –мусор и загрязнении воздуха, воды. Игра
1
«Загадки природы».
33 Тематическая проверочная работа № 2 по теме «Как? Откуда?
1
Куда?»
Человек и общество
34 Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. Моя
1
школа. Мой класс.
8
№
Количество
Тема урока
п/п
часов
35 Я ученик. Правила поведения в школе.
1
Человек и природа
36 Календарный год. Времена года.
1
37 Холодные и жаркие районы Земли.
1
38 Зимующие и перелётные птицы.
1
39 Истории из прошлого.
1
Человек и общество
40 Виды одежды. Школьная форма для обучающихся.
1
41 Транспортное средство – велосипед. Правила передвижения на
1
велосипеде.
42 Счастливая жизнь – любимая профессия.
1
43 Тематическая проверочная работа № 3 по теме «Где? Когда?»
1
Человек и природа
44 Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Звезды и созвездия.
45 Созвездие - Большая медведица. Практическая работа.
1
46 Луна – спутник Земли.
1
47 Явления природы – снег и дождь.
1
48 Разнообразие звуков и голосов.
1
49 Явление природы – радуга.
1
50 Домашние питомцы – кошки и собаки.
1
51 Правила поведения на природе.
1
52 Режим дня школьника.
1
53 Здоровая пища – овощи и фрукты.
1
54 Личная гигиена человека.
1
Человек и общество
55 Средства коммуникации человека.
1
56 Наземный транспорт.
1
57 Водный транспорт.
1
58 Воздушный транспорт.
1
59 Правила передвижения в автомобилях, поездах, самолетах и кораблях.
1
60 Освоение космоса человеком.
1
61 Тематическая проверочная работа № 4 по теме «Почему? Зачем?»
1
62 Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Наука экология. Экологические проблемы современности.
63 «Здоровая пища» для человека. Индивидуальный проект «Полезный
1
салат».
64 Коллективный проект «Путешествие по Екатеринбургу».
1
65 Итоговая проверочная работа
1
66 Анализ итоговой проверочной работы, работа над ошибками.
1
Обобщение по курсу окружающего мира
9
2 класс (68 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Тема урока
Где мы живем
Родная страна
Город и село.
Стартовая диагностическая работа
Природа и рукотворный мир
Тематическая проверочная работа № 1 по теме «Где мы живем»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени
Звездное небо
Заглянем в кладовые земли
Про воздух
И про воду
Тематическая проверочная работа № 2 по теме «»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Какие бывают растения?
Какие бывают животные?
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом
Тематическая проверочная работа № 3 по теме «»
Жизнь города и села
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. Что
такое «экономика»?
Из чего что сделано?
Как построить дом?
Какой бывает транспорт?
Все профессии важны.
В гости к зиме. Экскурсия.
Тематическая проверочная работа № 4 по теме «Жизнь города и
села»
Здоровье и безопасность
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода.
Домашние опасности.
Пожар!
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
10
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
Тема урока
п/п
41 Проверим себя. Повторение пройденного.
42 Тематическая проверочная работа № 5 по теме «Здоровье и
безопасность»
Общение
43 Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Наша дружная семья
44 Проект «Родословная»
45 В школе
46 Правила вежливости
47 Ты и твои друзья
48 Мы зрители и пассажиры
49 Проверим себя.
50 Тематическая проверочная работа № 6 по теме «Общение»
Путешествия
51 Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Посмотри вокруг
52 Ориентирование на местности
53 Ориентирование на местности по местным природным признакам
54 Формы земной поверхности
55 Водные богатства
56 В гости к весне. Экскурсия
57 В гости к весне
58 Россия на карте
59 Проект «Города России»
60 Путешествие по Москве
61 Московский Кремль
62 Город на Неве
63 Путешествие по планете
64 Путешествие по материкам
65 Страны мира. Проект «Страны мира»
66 Впереди лето.
67 Итоговая проверочная работа
Анализ итоговой проверочной работы, работа над ошибками.
68
Презентация проектов по теме «Путешествия»
11
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс (68 часов)
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Как устроен мир
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Природа
Человек
Общество
Стартовая диагностическая работа
Что такое экология
Природа в опасности
Тематическая проверочная работа № 1 по теме «Как устроен
мир»
Эта удивительная природа
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества,
частицы»
Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение
крахмала в продуктах питания»
Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»
Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды»
Превращения и круговорот воды в природе. Практическая работа №
5 «Круговорот воды в природе»
Берегите воду!
Как разрушаются камни
Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы»
Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений. Охрана растений. Практическая
работа № 7 «Размножение и развитие растений»
Разнообразие животных
Кто есть кто? Разнообразие природы родного края
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Тематическая проверочная работа № 2 по теме «Эта
удивительная природа»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Мы и наше здоровье
Организм человека
Органы чувств
Надежная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство
с внешним строением кожи»
Опора тела и движение
Наше питание
Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет
ударов пульса»
Ценность здорового образа жизни
Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни
Тематическая проверочная работа № 3 по теме «Мы и наше
здоровье»
Наша безопасность
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Тема урока
Огонь, вода и газ
Чтобы путь был счастливым
Дорожные знаки
Проект «Кто нас защищает»
Опасные места
Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность.
Тематическая проверочная работа № 4 по теме «Наша
безопасность»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика
Природные богатства и труд людей – основа экономики
Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные
ископаемые»
Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с
культурными растениями»
Животноводство
Какая бывает промышленность
Проект «Экономика родного края»
Экономика и экология
Тематическая проверочная работа № 5 по теме «Чему учит
экономика»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Путешествия по городам и странам
Золотое кольцо России
Проект «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
Что такое Бенилюкс
В центре Европы
По Франции и Великобритании
На юге Европы
По знаменитым местам мира
Тематическая проверочная работа № 6 по теме «Путешествия по
городам и странам»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Повторение
Итоговая проверочная работа
Анализ итоговой проверочной работы, работа над ошибками.
Работа над проектами «Кто нас защищает», «Экономика родного
края», «Музей путешествий»
Презентации проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного
края», «Музей путешествий»
13
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс (68 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Тема урока
Страницы всемирной истории
Начало истории человечества
Мир древности: далёкий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Стартовая диагностическая работа
Новое время: встреча Европы и Америки
Новейшее время: история продолжается сегодня
Тематическая проверочная работа № 1 по теме «Страницы
всемирной истории»
Страницы истории России
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Пётр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает ХХ век
Страницы истории 1920-1930-х годов
Великая Отечественная война и Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос
Тематическая проверочная работа № 2 по теме «Страницы
истории России»
Современная Россия
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Основной закон России и права человека
Мы – граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России
Тематическая проверочная работа № 3 по теме «Современная
Россия»
Земля и человечество
Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы
Звездное небо – Великая книга Природы
Мир глазами географа
Мир глазами историка
Когда и где?
14
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Тема урока
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под охраной человечества
Тематическая проверочная работа № 4 по теме «Земля и
человечество»
Природа России
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Равнины и горы России
Моря, озёра и реки России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Тундра
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря
Тематическая проверочная работа № 5 по теме «Природа России»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Презентация проектов
Родной край – часть большой страны
Наш край
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля-кормилица
Жизнь леса
Жизнь луга
Жизнь в пресных водах
Растениеводство в нашем крае
Животноводство в нашем крае
Презентация проектов
Тематическая проверочная работа № 6 по теме «Родной край –
часть большой страны»
Итоговая проверочная работа
Анализ тематической и итоговой проверочной работы. Презентация
проектов
Подведение итогов
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Реализация воспитательного потенциала урока окружающего мира предполагает
следующее:
• установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками)
• и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
15
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; например,
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
• в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
В воспитании обучающихся уровня начального общего образования целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором
они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе
– статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Знание их станет базой для
развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта
осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
• знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоемы);
• проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
16
•
•
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
• в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста,
поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 029E233800B1AC51B249C54DD83F1280AE
Владелец: Панова Елена Станиславовна
Действителен: с 15.01.2021 до 15.01.2022
17