Приложение № 2.1
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ № 221,
вариант 9.1, утвержденной приказом № 46/2-О от 30.10.2021 г.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Ритмика»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Ритмика» для обучающихся 14 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Примерная адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 № 249 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 № 345;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Локальные акты образовательного учреждения;
В МБОУ СОШ № 221 обучение детей с умственной отсталостью осуществляется по
адаптированной образовательной программе общего образования, а также программам
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями
интеллектуального развития.
Данная рабочая программа является коррекционной для обучающихся с умственной
отсталостью, составлена с учётом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Преподавание
коррекционно-развивающего
курса
«Ритмика»
обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальноритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с
ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных
функций.
Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального
развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних
1
этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у
всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие
психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к
затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать
целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и
коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья
умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и
развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и
навыков.
Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкальноритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит
эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной
сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная
организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При этом
повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки,
развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения
на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них формируется
чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками.
Цель коррекционно-развивающего курса: исправление недостатков психического и
физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
• развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление
физического и психического здоровья детей.
• развитие общей и речевой моторики,
• эмоционально-волевое развитие учащихся,
• воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга,
коллективизма, организованности.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни обучающихся с
умственной отсталостью.
Преподавание ритмики вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции
нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых
качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности.
Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному коррекционноразвивающему курсу является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие
личности умственно отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей,
подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений,
моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают
условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную
связь и взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий
мир.
2
2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом
особенностей его освоения обучающимися
Настоящая рабочая программ определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития детей с интеллектуальной недостаточность средствами коррекционно-развивающего
курса «Ритмика» в соответствии с его целями изучения.
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий
ритмикой для детей с умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей
данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоциональноволевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления,
как:
• коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция
внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой,
зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового,
пространственного, зрительного);
• коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных
движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости,
нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение,
приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
• коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности,
координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных
синкинезий;
• развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами
и без них, с пением, с образными движениями.
Методы и формы обучения, используемые современные образовательные технологии.
Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока,
так и его части, и могут быть следующими:
• словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка;
• практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная
работа учащихся, коллективная работа всем классом;
• интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом;
использование аудио-, кино-, фотоматериалов;
• заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений;
• игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
Формы занятий:
• ритмопластика и ритмическая гимнастика;
• логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое
ритмичное сопровождение);
• психогимнастика под музыку;
• корригирующие игры с пением;
• коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
• коммуникативные танцы;
• хореографические этюды с предметами и без предметов;
• элементы музицирования;
• импровизация;
• ритмический диктант;
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии:
(уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация,
рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение
статического и динамического компонента урока. рациональность использования
оптимального времени урока (3-25-я мин.), размещение учащихся в зале с учетом их
особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост), активность и работоспособность
3
учащихся на разных этапах урока. интерес к теме или уроку. распределение психической и
физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание, влажная уборка.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они
стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают
ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют
нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку,
способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на четыре года изучения на уровне начального общего
образования из расчета 1 час в неделю, всего – 135 часов (в 1 классе на 33 часа в год; во 2-4
классах по 34 часа в год).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета,
коррекционного курса
По окончании изучения коррекционно-развивающего курса «Ритмика» в 1-4 у учеников
будут сформированы личностные и предметные результаты.
Планируемые предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса по
итогам обучения в 1–4 классах
1 класс
Минимальный уровень:
• готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное
исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
• ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
• ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
• ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
• соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
• выполнять игровые и плясовые движения;
• выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
• начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
• уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
• организованно строиться (быстро, точно);
• сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
• самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
• соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
• легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
• ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными
построениями.
2 класс
Минимальный уровень:
• уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
4
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными
построениями.
Достаточный уровень:
уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
3 класс
Минимальный уровень:
уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении
характер контрастных частей;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно
самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время
веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
4 класс
Минимальный уровень:
5
•
•
•
•
•
•
•
•
уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно
перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной
пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:
знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию
учителя в шеренгу, колонну, круг;
знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные
движения, а также использовать их при самостоятельном составлении небольших
танцевальных композиций;
уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных
инструментах.
Планируемые личностные результаты освоения коррекционно-развивающего курса
по итогам обучения в 1–4 классах
• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• развитие двигательной активности;
• формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
• осознавать роль танца в жизни;
• понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
• развитие танцевальных навыков,
• развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах
деятельности,
• расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
• освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
• способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,
принимать элементарные решения;
• способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.
Достижение базовых учебных действий:
•
познавательных учебных действий:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и
самооценки процесса и результата деятельности;
• умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера.
•
регулятивных учебных действий:
• использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить;
•
коммуникативных учебных действий:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• предлагать помощь и сотрудничество;
6
•
•
•
•
•
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5. Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Рабочая программа содержит 5 разделов:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2. Ритмико-гимнастические упражнения.
3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
4. Игры под музыку.
5. Танцевальные упражнения.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В
раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных
движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей
согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с
подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с
напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся
создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по
привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов
танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности
движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а
топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами.
Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает
танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только
развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся
с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями
этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может
отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце
урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
В соответствии со спецификой региона дополнены следующие разделы: танцевальные
упражнения: народные танцевальные традиции Урала.
1 класс
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Правильное исходное положение. Перестроение из шеренги в круг, цепочка. Наклоны,
выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных
направлениях без предметов и с предметами. Направления движений вперед, назад, направо,
налево. Направления движений в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами
во время ходьбы.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Наклоны и повороты туловища. Приседания с опорой и без опоры. Приседания с
предметами. Упражнения на выработку осанки.
7
Упражнения на координацию движений
Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой и левой
рук. Одновременные движения рук и ног. Смена позиций рук. Свободное круговое движение
рук. «Маятник».
Упражнения на расслабление мышц
Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и
обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Движения кистей рук в разных направлениях. Упражнения для пальцев рук на детском
пианино. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане.
4. Игры под музыку
Ритмичные движения в соответствии с характером музыки. Изменение танцевальных
движений в соответствии с изменениями в музыке. Имитационные упражнения. Движения
транспорта, людей. Музыкальные игры с предметами.
5. Танцевальные упражнения
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег
легкий, на полу пальцах. Подпрыгивание на двух ногах, прямой галоп. Элементы русской
пляски. Движения парами. Танец «Пляска с притопами».
2 класс
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Ходьба вдоль с поворотами. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги.
Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы. Наклоны туловища. Наклоны и
повороты туловища в сочетании с движениями рук. Повороты туловища с передачей
предмета. Движения рук и ног. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Перекрестные движения. Сопряженные движения рук и ног. Одновременные движения
рук и ног. Ускорение и замедление движений. Смена движений.
Упражнения на расслабление мышц
Встряхивание и раскачивание рук. Раскачивание рук поочередно и вместе.
Выбрасывание ног.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Круговые движения. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение
несложных ритмических рисунков на бубне. Исполнение несложных ритмических рисунков
на барабане.
4. Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки. Различение
изменений в музыке. Передача в движениях игровых образов. Игры с пением и речевым
сопровождением. Инсценирование доступных песен.
5. Танцевальные упражнения
Тихая ходьба, пружинящий шаг. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, хлопки, полька.
Переменные притопы. Элементы русской пляски. Движения местных народных танцев.
3 класс
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Ходьба разным шагом. Чередование видов ходьбы. Построение в колонны по три.
Перестроение из одного круга в два, три круга. Перестроение из одного круга в
концентрические круги. Выполнение движений с предметами.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
8
Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях.
Поднимание на носках и приседание. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Одновременные движения рук и ног. Круговые движения ног и рук. Упражнения с
предметами. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических
рисунков.
Упражнения на расслабление мышц
Напряжение и расслабление мышцы рук, пальцев, плеча. Перенесение тяжести
тела.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Упражнение с барабанными палочками. Исполнение гаммы на музыкальных
инструментах. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.
4. Игры под музыку
Передача в движениях частей музыкального произведения. Передача в движении
динамического нарастания в музыке. Ускорение и замедление темпа движений. Широкий,
высокий бег; элементы движений и танца. Передаче игровых образов. Смена ролей в
импровизации. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением.
5. Танцевальные упражнения
Элементы хороводного танца. Шаг на носках. Шаг польки. Сильные поскоки, боковой
галоп. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Элементы русской пляски. Основные
движения народных танцев.
4 класс
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Перестроение в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из
колонн в круги. Перестроение из кругов в звездочки и карусели. Сохранять правильные
дистанции во всех видах построения. Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и
против.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Движения головы и туловища. Круговые движения плеч. Движения кистей рук.
Круговые движения и повороты туловища. Сочетания движений ног. Упражнения на
выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Упражнения под музыку.
Самостоятельное составление ритмических рисунков. Сочетание хлопков и притопов с
предметами.
Упражнения на расслабление мышц
Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Расслабление и опускание
головы, корпуса с позиции, стоя, сидя
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Упражнения на детском пианино. Движения пальцев рук, кистей. Передача основного
ритма знакомой песни Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике.
4. Игры под музыку
Передача в движении ритмического рисунка. Смена движения в соответствии со сменой
частей. Начало движения. Разучивание игр, элементов танцевальных движений. Составление
несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением.
5. Танцевальные упражнения
Галоп. Элементы русской пляски. Присядка. Круговой галоп. Шаг кадрили.
Пружинящий бег Поскоки с продвижением. Элементы народных танцев.
9
6. Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Ритмика»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 класс (33 часа)
Кол-во
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
часов
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Правильное исходное положение.
Исходное положение, шаг марша, бег с опущенным и поднятым коленом,
1
шеренга. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем
Перестроение из шеренги в круг,
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг,
цепочка.
1
из круга. Развитие способности словесному выражению пространственных
отношений (движений влево, вправо, назад, вперед, руки вверх-вниз и т. д.)
Наклоны, выпрямление и повороты
Наклонять, поворачивать голову. Выполнять круговые движения плеч: вперед,
головы, круговые движения плечами.
1
назад. Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц,
развитие основных видов движений.
Движения рук в разных направлениях
Движения рук в разных направлениях; наклонить, повернуть туловище вправо,
1
без предметов и с предметами
влево. Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Перекрестное поднимание и опускание
Поднимать и опускать руки по очереди, перекрестно. Развитие точности,
1
рук.
координации, плавности, переключаемости движений.
Одновременные движения правой и
Выставить левую ногу вперед. Правую руку вперед. Нормализация мышечного
1
левой рук
тонуса, тренировка отдельных групп мышц.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Свободное круговое движение рук.
Круговые движения рук, поднимать. Опускать плечи. Ощущать напряжение и
1
расслабление мышц, развивать координацию движений рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на
Перенести тяжесть тела с одной ноги на другую. Нормализация мышечного
носки и обратно, с одной ноги на
1
тонуса, выработка чувства равновесия.
другую (маятник).
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Движения кистей рук в разных
Двигать кистями рук в разных направлениях. Сжимать пальцы в кулак,
направлениях.
1
поочередно закрывать пальцы. Развитие быстроты и точности реакции на
звуковые или вербальные сигналы.
4. Игры под музыку
10
№
Тема урока
10
Игры под музыку. Ритмичные движения
в соответствии с характером музыки
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Выполнять ритмические движения в соответствии с различным характером
1
музыкальной динамики. Изменение характера движений в соответствии с
изменением контрастов звучания.
Игры
под
музыку.
Изменение
Выполнять ритмические движения в соответствии с различным характером
танцевальных движений в соответствии
1
музыкальной динамики. Развитие слухового восприятия, коррекция
с изменениями в музыке
эмоциональной сферы.
5. Танцевальные упражнения
Знакомство
с
танцевальными
Прямой галоп. Танцевальные движения. Танец «Барыня». Развитие точности,
1
движениями
координации, плавности, переключаемости движений.
Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Шагать бодро, спокойно, тихо, топая ногами. «Утята». Развитие мышечного
1
тонуса, координации движений.
Бег легкий, на полу пальцах.
Легкий бег на полу пальцах, легкий шаг на полу пальцах. Формирование чувства
1
музыкального темпа.
Подпрыгивание на двух ногах. Прямой
Галоп. Прыжки на двух ногах с разными положениями рук. Развитие быстроты
1
галоп. РК
и точности реакции.
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Направления движений вперед, назад,
Движения вперед, назад, направо, налево пляски с хлопками. Развитие
направо, налево.
1
пространственной
организации
собственных
движений,
оптикопространственной ориентировки в пространстве зала через движение.
Направления движений в круг, из круга.
Маршировка по кругу с остановкой по музыке. Шаги с ударом, вперед, назад, в
1
круг, из круга. Развитие пространственных представлений, способности
словесному выражению пространственных отношений.
Выполнение простых движений с
Простые шаги, шаги на носках. Простые шаги, шаги на пятках. Бег по кругу, ногу
предметами во время ходьбы. РК
1
отбросить назад. Коррекция пространственных представлений, согласованности
движений.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
Наклоны и повороты туловища
Согнуть, разогнуть ногу в подъеме, переступить с ноги на ногу, подъём
1
вытянуть. Круговые движения стопой. Нормализация мышечного тонуса,
тренировка отдельных групп мышц.
11
№
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Тема урока
Приседания с опорой и безопоры
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Приседания с опорой и без опоры,с предметами. Преодоление двигательной
скованности движений.
Приседания с предметами
Выставлять ногу на носок в разные стороны пляски с кружением, хлопками.
1
Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц.
Упражнения на выработку осанки.
Подъем на полу пальцы. Вырабатывать осанку. Выработка правильной осанки,
1
чувства равновесия.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Одновременные движения рук и ног.
Выставить ногу назад, левую руку вперед, с упругой ноги. Знать позиции рук,
1
сменить позиции рук. Развитие словесной регуляции действий на основе
согласования слова и движений.
Смена позиций рук
Провожать движения рук головой, взглядом. Развитие умения реализовать
1
запрограммированные действия по условному сигналу.
Свободное круговое движение рук.
Прохлопать простой рисунок пляски с притопами. Развитие произвольности при
1
«Маятник»
выполнении движений и действий.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Музыкальные
инструменты.
Соединить пальцы в разных позициях. Мелкие движения пальцев рук. Отстучать
Упражнения для пальцев рук на детском
1
простой ритмический рисунок. Коррекция мелкой моторики, согласованности
пианино.
движений.
Движения под музыку. Отстукивание
Проговаривать слова стихов, попевок, песен. Формирование чувства
простых ритмических рисунков на
1
музыкального темпа, восприятия ритмического рисунка.
барабане
4. Игры под музыку
Имитационные упражнения.
Изменять направление и формы ходьбы. Развитие имитационно1
подражательных выразительных движений под музыку.
Движения транспорта, людей.
Имитационные игры, движения. Развитие имитационно-подражательных
1
выразительных движений.
Музыкальные игры с предметами. РК
1
Музыкальные игры с предметами. Согласование движений с пением.
5. Танцевальные упражнения
Маховые движения рук: на счет 1,2; на счет 1 пауза 2. Развитие различных
Элементы русской пляски
1
качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения).
1
12
№
32
33
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Движения парами
Танец «Пляска с притопами»
Кол-во
часов
1
1
Основные виды учебной деятельности
Элементы русской пляски. положение рук в русском танце. Развитие умения
выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
Уметь начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Развитие произвольности при выполнении движений и действий.
2 класс (34 часа)
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Ходьба вдоль стен с поворотами.
Совершенствовать навыки ходьбы, бега. Ходить вдоль стен с чётким поворотом
1
в углах зала. Как строиться, ходить, положение рук. Развитие пространственных
представлений, оптико-пространственной ориентировки в зале через движение.
Построения в шеренгу, колонну,
Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, парами. Как строиться в круг.
цепочку, круг, пары.
Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций,
1
отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе
вербальной инструкции.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
Упражнения с лентами. РК
Развести руки в стороны, раскачивать их перед собой, упражнения с предметами.
1
Как правильно держать мяч. Развитие точности, координации, плавности,
переключаемости движений.
Наклоны и повороты головы
Наклонять и поворачивать голову вперёд, назад. Развитие точности,
1
координации, переключаемости движений.
Наклоны туловища
Наклонять и поворачивать корпус в сочетании с движениями рук. Нормализация
1
мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц.
Наклоны и повороты туловища в
Поворачивать корпус с передачей предмета. Коррекция согласованности
1
сочетании с движениями рук
движений.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Перекрестные движения
Движение головой и левой рукой в разных направлениях, перекрестное
1
движение. Положение пальцев ног. Коррекция координации, крупной и мелкой
моторики.
Тема урока
13
№
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Кол-во
часов
Тема урока
Сопряженные движения рук и ног
Основные виды учебной деятельности
Отвести ногу в сторону, назад, в сторону, назад вместе с руками. Положение
кистей рук. Развитие быстроты и точности реакции.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
движения,
Круговые движения кистью руки: напряженно и свободно. Развитие точности,
Круговые
1
координации, плавности, переключаемости движений.
1
Координационные
регулируемые музыкой.
движения руками.
Упражнения на детских музыкальных
инструментах.
Одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать другой руки в
медленном темпе. Отработать положение ног при выполнении этого
1
упражнения. Развитие подвижности пальцев, координации движений рук,
слухового восприятия.
4. Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с
Выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки.
разнообразным характером музыки
1
Различать темповые, динамические изменения. Изменение характера движений
в соответствии с изменением контрастов звучания.
Выразительно исполнять знакомые движения и эмоционально передавать в
Различение изменений в музыке. РК
1
движениях игровые образы. Знать передаваемые образы. Формирование чувства
музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.
5. Танцевальные упражнения
Тихая ходьба, пружинящий шаг.
Ходить тихо, настороженно, мягко, пружинисто, танцевально. Развитие
1
словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений.
Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки.
Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Развитие умения реализовать
1
Хлопки. Полька.
запрограммированные действия по условному сигналу.
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Перестроение из колонны парами в
Построиться в колонну по два человека; построиться в колонну по одному из
колонну по одному.
1
колонны парами. Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или
вербальные сигналы.
Построение круга из шеренги
1
Построение круга из шеренги. Развитие пространственных представлений.
Выполнение во время ходьбы и бега
Построиться в круг из шеренги и из движения в рассыпную. Развитие
1
заданий с предметами
произвольности при выполнении движений и действий.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
14
№
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Кол-во
часов
Тема урока
Повороты туловища
предмета. РК
с
передачей
Основные виды учебной деятельности
Уклонять и поворачивать голову вперед, туловище назад. Развитие точности,
координации, плавности, переключаемости движений.
Опускать, поднимать предметы перед собой. Коррекция согласованности
Движения рук и ног.
1
движений.
Выставлять ноги вперед поочередно. Резко поднимать согнутую в колене ногу.
Упражнения на выработку осанки
1
Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Одновременные движения рук и ног.
Отвести ногу в сторону, назад, вместе с руками. Преодоление двигательного
1
автоматизма движений.
Ускорение и замедление движений
Выполнять упражнения ритмично, ускоряя, замедляя. Изменение характера
1
движений в соответствии с изменением контрастов звучания, коррекция
слухового восприятия.
Смена движений
Выполнять упражнения ритмично, ускоряя, замедляя. Развитие различных
1
качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения).
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Встряхивание и раскачивание рук.
Выполнять свободное падание рук из исходного положения, из положения руки
1
в стороны. Знать исходное положение. Развитие быстроты и точности реакции
на звуковые или вербальные сигналы.
Раскачивание рук поочередно и вместе
Раскачивать руки в стороны, перед собой и в сочетании с наклоном корпуса.
1
Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и
движений
Выбрасывание ног
Выбрасывать поочередно правую ногу вперед, левую. Развитие быстроты и
1
точности реакции.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Исполнение несложных ритмических
Одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать пальцы другой в
рисунков на бубне
1
медленном темпе, с ускорением. Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.
Исполнение несложных ритмических
Уметь исполнять восходящие гаммы и нисходящие в пределах пяти нот.
1
рисунков на барабане
Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой).
4. Игры под музыку
1
15
№
Тема урока
Кол-во
часов
Передача в движениях игровых образов.
29
30
1
Игры
с
пением
и
речевым
сопровождением.
Инсценирование доступных песен.
31
32
33
34
1
1
Переменные притопы
Элементы русской пляски
Движения местных народных танцев.
РК
1
1
1
Основные виды учебной деятельности
Выразительно исполнять знакомые движения и эмоционально передавать в
движениях игровые образы. Формирование способности к пониманию
различных эмоциональных состояний.
Выполнять игры с предметами, с пением, речевым сопровождением.
Согласование движений с пением.
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Развитие
способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных
средств.
5. Танцевальные упражнения
Выполнять притопы переменные, прыжки с выбрасыванием ноги вперед.
Развитие произвольности при выполнении движений и действий.
Элементы русской пляски. Выполнять игры с предметами, с пением, речевым
сопровождением. Согласование движений с пением.
Выполнять основные движения парами по прямой, по кругу. Развитие умения
выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
16
3 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Ходьба разным шагом.
Ходить в соответствии с метрической пульсацией. Знать исходное положение,
1
построение в шеренгу. Развитие пространственной ориентации
Чередование видов ходьбы.
1
Чередовать ходьбу с приседанием. Развитие быстроты и точности реакции.
Построение в колонны по три.
Ходить на носочках, пятках. Рассчитываться на 1, 2, 3. знать положение рук при
1
выполнении этих упражнений. Развитие пространственной организации
собственных движений.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
Наклоны, повороты и круговые
Наклоны, повороты, круговые движения головы. Нормализация мышечного
1
движения головы.
тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений.
Движения рук в разных направлениях
Движения рук в разных направлениях. Повороты туловища. Знать, определять
1
тип музыки. Коррекция переключаемости движений.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Одновременные движения рук и ног.
Взмах ногой в разные стороны с одновременным движением рук. Знать, как
1
соединяются ладошки при хлопке. Коррекция согласованности движений.
Круговые движения ног и рук.
Круговые движения ног в сочетании с круговым движением рук (правой, левой).
1
Развитие точности, координации движений.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Напряжение, расслабление мышц рук,
Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус, стоя на полу пальцах. Знать
1
пальцев, плеча. РК
положение головы. Преодоление мышечных зажимов.
4. Игры под музыку
Передача
в
движениях
частей
Передавать в движениях частей музыкального произведения. Развитие
1
музыкального произведения
выразительности движений.
Игры под музыку. Передача в движении
Передать в движении динамическое нарастание в музыке, сильной доли такта.
динамического нарастания в музыке
1
Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов
звучания
5. Танцевальные упражнения
Тема урока
17
№
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Элементы хороводного танца РК
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Элементы танца по программе, выполнять чётко, красиво. Знать положение рук
1
при выполнении движений. Развитие словесной регуляции действий на основе
согласования слова и движений.
Шаг на носках
Шаг на носках (простой), шаг на носках на счёт три, четыре–опуститься. Шаг
1
польки. Преодоление двигательных зажимов.
Шаг польки.
1
Высокие подскоки, боковой галоп. Развитие быстроты и точности реакции.
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Перестроение из одного круга в два, три
Перестроиться из одного круга в два, три. Развитие оптико-пространственной
1
круга
ориентировки в пространстве зала через движение.
Перестроение из одного круга в
Перестроиться в концентрические круги. Развитие умения выполнять
1
концентрические круги
совместные действия.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Музыкальные
инструменты.
Сгибать, разгибать, встряхивать, поворачивать руки в разных направлениях.
Упражнение с барабанными палочками.
1
Сжимать, разжимать пальцы в кулак. Коррекция мелкой моторики, подвижности
пальцев рук.
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Выполнение движений с предметами
Выполнение движений с лентами, обход их при ходьбе, передаче предметов.
1
Коррекция двигательных навыков, ловкости, точности.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
Поднимание на носках и приседание
Приседать, подниматься на носки (движения делать раздельно и слитно).
Круговые движения ног (ступни). Выставлять ногу в разных направлениях.
1
Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения,
распределения).
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на выработку осанки. Перелезание через сцепленные руки, через
1
палку. Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Упражнения с предметами
Выполнять упражнения на координацию движений с предметами. Развитие
1
словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений.
18
№
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Одновременное
прохлопывание
и
Задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
протопывание несложных ритмических
1
(хлопками или притопами). Формирование чувства ритма, восприятия
рисунков.
ритмического рисунка. Развитие всех видов памяти.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Перенесение тяжести тела
Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, из стороны в сторону.
1
Коррекция восприятия своего тела и отдельных его частей.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Исполнение гаммы на музыкальных
Исполнять гаммы в пределах одной октавы обеими руками (отдельно).
1
инструментах
Коррекция слухового восприятия, мелкой моторики руки.
Исполнение различных ритмов на
Составить простой ритмический рисунок повторять любой ритм, заданный
1
барабане и бубне. РК
учителем. Развитие произвольности при выполнении движений и действий.
4. Игры под музыку
Ускорение
и
замедление
темпа
Прохлопывать несложный ритмический рисунок. Изменение характера
1
движений
движений в соответствии с изменением контрастов звучания.
Широкий, высокий бег. Элементы
Пружинные движения, плавные, спокойные. Самостоятельно ускорять,
движений и танца
1
замедлять темп упражнений. Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.
Передача игровых образов.
Передавать образ при инсценировке песни. Развитие способности к созданию
1
выразительного образа с помощью невербальных средств.
Смена ролей в импровизации.
Передавать в движении развернутый сюжет. Формирование способности к
1
пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия
невербальных стимулов.
Действия с воображаемыми предметами
Уметь выполнять действия с воображаемым предметом. Придумывать их.
1
Развитие воображения, коррекция психических процессов.
Подвижные игры с пением и речевым
Согласование движений с пением.
1
сопровождением. РК
5. Танцевальные упражнения
Сильные поскоки, боковой галоп
Двигаться парами по кругу лицом, боком. Развитие умения выполнять
1
совместные действия.
Движения парами: боковой галоп,
Двигаться парами по кругу лицом, боком. Коррекция коммуникативных
1
поскоки.
навыков.
19
№
33
34
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Элементы русской пляски
Основные движения народных танцев
Кол-во
часов
1
1
Основные виды учебной деятельности
Элементы русской пляски на месте, с передвижениями. Развитие точности,
координации, плавности, переключаемости движений.
Выполнять основные движения народных танцев. Развитие умения реализовать
запрограммированн ые действия по условному сигналу.
4 класс (34 часа)
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Перестроение в колонну по четыре
Перестроиться из колонны по одному в колонну по четыре. Развитие
1
пространства и умения ориентироваться в нем
Построение в шахматном порядке
Перестроиться в шахматном порядке (из колонны). Развитие пространства и
1
умения ориентироваться в нем
Перестроение из колонн в круги.
Построиться из нескольких колонн в круги, сужая их и расширяя. Развитие
1
пространственных представлений
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
Движения головы и туловища
Круговые движения головы (с акцентом). Движения кистями рук. Коррекция
1
согласованности движения рук с движением туловища, головы.
Круговые движения плеч
Круговые движения плечами: вверх, вниз, вперед, назад. Соотнесение темпа и
1
ритма
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Разнообразные сочетания движений
Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Коррекция
1
рук,ног, головы
согласованности движения рук с движением ног, туловища, головы.
Упражнения под музыку. РК
Выполнять упражнения с ускорением, с замедлением. Поднимать голову, корпус
1
с позиции на корточках. Развивать умение соотносить темп и ритм
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Прыжки
на
двух
ногах
с
Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Развивать у детей
1
одновременным расслаблением.
подвижность, ощущать напряжение и расслабление мышц
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Тема урока
20
№
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Упражнения на детском пианино
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром,
1
с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Развивать у детей подвижность пальцев, координацию движений рук.
4. Игры под музыку
Игры под музыку. Передача в движении
Упражнения на передачу ритмических рисунков темповых и динамических
ритмического рисунка
1
изменений в музыке. Развивать у детей слуховое восприятие, координацию
движений рук.
Игры под музыку. Смена движения в
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей,
соответствии со сменой частей
музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Развивать у детей
1
подвижность пальцев, ощущать напряжение и расслабление мышц,
координацию движений рук.
5. Танцевальные упражнения
Галоп
Упражнения на различение элементов народных танцев. Развитие восприятия,
1
памяти, быстроты реакции.
Круговой галоп
Разучивание народных танцев. Развитие умения работать сообща, в паре, в
1
группе.
Присядка
Танцевальный элемент «присядка». Развитие координации, подвижности,
1
ловкости.
Элементы русской пляски. РК
Пружинящий бег. Простые шаги вперед, назад. Три простых шага, притоп
1
(вперед, назад). Привитие навыков четкого и выразительного исполнения
отдельных движений и элементов танца
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Движения пальцев рук, кистей.
Вращать кистями рук по кругу, пальцы сжаты в кулак. Противопоставлять один
палец остальным. Двигать руками в разном направлении. Развивать у детей
1
подвижность пальцев, ощущать напряжение и расслабление мышц,
координацию движений рук.
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Перестроение из кругов в звездочки и
Перестроиться из простых и концентрированных кругов в «звездочки» и
карусели
«карусели». Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из
1
угла в угол. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем, учить
перестраиваться с образованием кругов, «звездочек», «каруселей».
21
№
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Тема урока
Ходьба по центру зала, умение намечать
диагональные линии из угла в угол.
Сохранение правильной дистанции во
всех видах построения
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и против. Умение находить
центр помещения.
Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием
1
лент, обручей, скакалок. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем;
развитие ловкости, быстроты реакции, точность движений.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
Движения кистей рук
Выбрасывать руки вперед, в стороны, вверх. Коррекция согласованности
1
движений рук.
Круговые движения и повороты
Поворачивать корпус с передачей предметов. Коррекция согласованности
1
туловища
движения рук с движением туловища.
Сочетания движений ног.
Выставлять ногу во все стороны (начиная вправо). Коррекция согласованности
1
движения рук с движением ног.
Упражнения на выработку осанки.
Ходить на внутренних краях стопы. Развитие мышечного аппарата, правильной
1
осанки.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Самостоятельное
составление
Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на
ритмических рисунков
1
голени. Самостоятельно составить ритмический рисунок, прохлопать его.
Развитие координации, слухового восприятия, соотнесение темпа и ритма.
Сочетание хлопков и притопов с
Сочетание хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном,
1
предметами. РК
барабаном). Развитие моторных навыков
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Опускать голову, корпус с позиции,
С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное
стоя, сидя
поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося
1
цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего
цветка). Ощущать напряжение и расслабление мышц.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Передача основного ритма знакомой
Выполнять несложные упражнения песни. Коррекция подвижности пальцев рук,
1
песни. Упражнения на гармонике.
мелкой моторики
4. Игры под музыку
Начало движения.
1
Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз.
1
22
№
29
30
31
32
33
34
Кол-во
часов
Тема урока
Разучивание
игр,
элементов
танцевальных движений.
Составление несложных танцевальных
композиций.
Игры
с
пением,
сопровождением.
речевым
Шаг кадрили
Пружинящий
бег.
Поскоки
продвижением. РК
Элементы народных танцев.
1
1
1
1
с
1
1
Основные виды учебной деятельности
Коррекция концентрического внимания, восприятия.
Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления
мелодии. Совершенствование памяти, внимания, восприятия.
Разучивать и придумывать новые варианты игр. Коррекция внимания;
совершенствование мышления, памяти.
Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценировка песен, сказки.
Коррекция внимания; совершенствование речевых навыков, развитие
дыхательного аппарата.
5. Танцевальные упражнения
Подскоки с продвижением вперед, назад, на месте. Привитие навыков четкого и
выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца
Разучивание народных танцев. Развитие координации, подвижности, ловкости,
быстроты реакции.
Двигаться парами по кругу лицом, боком. Выполнять основные движения
народных танцев. Коррекция эмоциональной сферы, развитие точности,
четкости движений.
23
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Материально-техническое обеспечение:
технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка,
автономная аудиоколонка);
музыкально-дидактические пособия (аудио- и видеозаписи, звучащие игрушки,
музыкально-дидактические игры),
детские музыкальные инструменты: трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен,
маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары,
обручи.
Методическая литература:
Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных
классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и
коррекционная ритмика» Москва, 2002 г.
Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007 г.
Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Глобус», 2009
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. - СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.160 с.
Информационное обеспечение:
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
24
Приложение № 1
РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ
Бабочки
Цель: развитие наблюдательности, внимания, творчества.
Все играющие имитируют бабочек: легко и красиво двигаются под музыку.
Водящий наблюдает. Музыка прекращается, и все превращаются в застывшие красивые
фигуры. Водящий выбирает лучшую «бабочку», которая становится ведущей в следующей
игре.
Мультяшки
Цель: развитие творчества, умение в движении передать особенности
мультипликационных героев.
Звучит музыка. Ведущий предлагает героев мультфильма, которого надо изобразить,
придумать для него одно характерное движение или несколько танцев. Тот, кто справится с
танцем лучше всех, получает очко. В конце игры очки подсчитывается.
Будь внимателен!
Цель: развитие ловкости, внимания.
Играющие становятся перед ведущим. Звучит музыка. Ведущий предлагает участникам
поиграть с разными предметами, но под музыку: ведущий мяч, а участник ведущему и т.д.
Выигрывает тот, кто точно под музыку производит бросок. Проделать то же самое с кеглей,
платком, кубиком и с другими предметами по усмотрению ведущего.
После дождя
Цель: развитие творчества, пластичности, мимики и пантомимики.
Под звучание музыки различных жанров, играющие должны изобразить:
• идёт дождь (руками)
• прохожие идут по лужам (можно с зонтиками)
• солнышко засияло
• всем весело
• природа ожила (раскрываются цветы, летают птички, пчёлы и бабочки)
Ведущий внимательно наблюдает за играющими, даёт задание и отмечает тех, кто лучше
всех выполняет его. Эти лучшие исполнители становятся в центр и ещё раз все вместе
показывают, как красиво они выполняют задание.
Передай платочек
Цель: развитие ловкости, творчества, музыкального слуха, чувства такта в процессе
группового общения.
Участники выстраиваются в круг. Под музыку играющие передают платочек, приседая
на сильную долю такта. Как только музыка заканчивается, передача платка прекращается. Тот,
у кого платочек остался в руках, выходит на середину круга, исполняя свой собственный
танец, остальные поддерживают его хлопками.
Приглашение
Цель: развитие памяти, творчества, культуры поведения в процессе группового общения.
Все играющие становятся в круг. Под музыку водящий ходит внутри круга,
останавливаясь перед кем-либо из играющих и сделав поклон, приглашает следовать за собой.
Следуя вдвоём, водящий вновь останавливается перед кем-либо и таким образом приглашает
несколько человек. Водящий двигается любым (по желанию) танцевальным шагом и все
идущие за ним повторяют движения или шаг. Неожиданно музыка заканчивается - все
разбегаются и становятся в общий круг (в любом месте). Кто опоздал, становится новым
водящим.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Кактус и ива
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением, ориентироваться в
пространстве, координировать движение.
25
Под музыку дети двигаются по залу. По команде педагога «Кактус» ученики
останавливаются и принимают позу «кактуса» (кто как его представляет), с продолжением
музыки дети возобновляют движение. По команде «ива» - принимают позу ивы. Движение
продолжается, команды чередуются. По окончании игры педагог или сами ученики выделяют
лучшего игрока.
Мокрые котята
Цель: умение снимать поочерёдно с мышц рук, шеи, корпуса; двигаться врассыпную
мягким, пружинящим шагом.
Дети двигаются по залу врассыпную мягким, пружинистым шагом, как котята.
По команде «дождь» садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы.
По команде «солнце» медленно встают и стряхивают «воду по очереди с
каждой из четырёх лап, с головы и хвостика, снимая соответственно зажимы с мышц рук,
ног, шеи и корпуса.
В царстве золотой рыбки
Цель: развитие творчества, фантазии, мимики, пластичности, гибкости.
В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими
делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрываются и закрываются раковины,
быстро перемещается по дну краб (можно добавлять любые другие персонажи).
Снегурочка
Цель: развитие творчества, фантазии, мимики.
Наступила весна. Вся природа оживает и расцветает. Грустно лишь одной Снегурочке:
солнечные тёплые лучи несут ей гибель; она прощается совсем, что ей дорого и медленно
тает…
Вальс бабочек
Цель: развивать умение подражать движениям насекомых, легко и мягко передвигаться
по залу, выполнять плавные движении руками.
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются
своими пёстрыми крылышками. Лёгкие и воздушные, они порхают и кружат в своём вальсе.
Пальма
Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
«Выросла пальма большая - пребольшая»; руки вытянуть вверх, потянуться за руками,
посмотреть на них.
«Завяли листочки»; уронили кисти рук.
«Ветви»; уронили руки от локтя.
«И вся пальма»; уронили руки вниз. Упражнение можно выполнять поочерёдно каждой
рукой.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 029E233800B1AC51B249C54DD83F1280AE
Владелец: Панова Елена Станиславовна
Действителен: с 15.01.2021 до 15.01.2022
26