Приложение № 1.2
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ № 221 (новая редакция),
утвержденной приказом № 32/1-О от 30.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
1)
2)
3)
4)
5)
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, ознакомление с
культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями,
восприятие художественных произведений как особого вида искусства;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств, представления информации о книгах;
1
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) приобретение первичного навыка работы с учебной и научно- популярной литературой,
нахождение и использование информации для практической работы, использование
различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения,
делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне
овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по
2
аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст
на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта;
Выпускник научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения
(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание
различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научнопопулярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения,
отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность
событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научнопопулярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной
теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного
произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его
многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность
поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст
на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора определяющие отношение автора
к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать
содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не
высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и
содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать
текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде
пересказа (полного или выборочного);
3
•
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст
или собственный опыт;
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от
авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в
библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
литературное произведение по заданному образцу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать
причинно-следственные связи, последовательность событий, поэтапность в выполнении
действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя дватри существенных признака;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
в зависимости от цели чтения;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование
— создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание
— характеристика героя);
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой.
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
• способам написания изложения.
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора)];
• определять позиции героев и автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
4
Содержание курса
В содержание курса «Литературное чтение» включены следующие виды речевой и
читательской деятельности:
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у
них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение
скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать
тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
5
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели
книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания
прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с
точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста
с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений,
эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с
использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего
текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности
по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель,
6
схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и
справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого
этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование
грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного
текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов
России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой
Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв.,
классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для
восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.
7
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и
осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),
тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,
диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности
сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы
в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями,
находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,
объяснять свой выбор.
Ниже представлен список произведений.
Самое великое чудо на свете
Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров
Устное народное творчество
Устное народное творчество . Русские народные песни. Русские народные потешки и
прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки. Народные
сказки. Ю. Коваль «Сказки», Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…». Сказка «Петушок и бобовое
зёрнышко». Сказка «У страха глаза велики». Сказка «Лиса и тетерев». Сказка «Каша из
топора». Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Гуси – лебеди».
8
Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения
прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк»
Русская народная сказка «Сивка – Бурка»
Авторская и народная сказка. Е. Чарушин «Теремок».
Русская народная сказка «Рукавичка». Малые фольклорные форма –загадки и песенки,
потешки, небылицы. Малые фольклорные формы разных народов.
Сказки разных народов. Русская народная сказка «Петух и собака». Авторские сказки У.
Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки».
Люблю природу русскую. Осень
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»
А. Фет «Ласточки пропали…»
В. Берестов «Хитрые грибы»
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Люблю природу русскую. Зима.
С Погореловский «В гору, в гору поднимались…».
А Прокофьев «Как на горке, на горе…»
И. Бунин «Первый снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
Я. Аким «Утром кот принес на лапах…»
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»
С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза»
А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин торжествуя…»
Русская народная сказка «Два мороза»
Два мороза» Русская народная сказка
С. Михалков «Новогодняя быль»
Люблю природу русскую. Зима.
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова.
Стихотворение С. Маршака «Апрель».
Стихи Л. Ульяницкой, Л. Яхнина.
Стихотворение Е. Трутневой «Как это бывает?».
Стихи И. Токмаковой «К нам весна шагает…», «Ручей».
Стихи В. Берестова.
Русские писатели
А. С. Пушкин. Сказки великого русского поэта. «У лукоморья дуб зелёный…», стихи А.
С. Пушкина. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…». «Сказка о
рыбаке и рыбке».
И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей»
Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже», «Филипок»
Великие русские писатели
А.С. Пушкин. Лирические стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о
царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным
текстом.
И. Крылов. «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
9
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.
М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес»,
«Осень»
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).
Л. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда
девается вода из моря?».
О братьях наших меньших
И. Пивоваров «Жила-была собака»
В. Берестов «Кошкин щенок»
М. Пришвин «Ребята и утята»
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Б. Житков «Храбрый утенок»
В. Бианки «Музыкант», «Сова»
С. Михалков «Трезор», «Важный совет»
В. Осеева «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова «Купите собаку».
М. Пляцковский «Цап Царапыч».
Г. Сапгир «Кошка».
В. Берестов «Лягушата».
В. Лунин «Никого не обижай».
Д. Хармс «Храбрый ёж».
Н. Сладков «Лисица и ёж».
Писатели детям
К.И. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе»
С. Михалков «Сила воли», «Мой щенок»
А.Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука», «Вовка добрая душа»
Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке»
В. Осеева «Синие листья»
В. Данько «Загадочные буквы».
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».
Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Г. Сапгир «Про медведя».
М. Бородицкая «Разговор с пчелой».
И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука».
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и обидах.
А. Блок «На лугу».
А. Плещеев «Весна», «В бурю».
В. Берестов «За игрой»
В. Лунин «Я и Вовка»
В. Орлов «На печи»
В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»
Е. Благинина «Посидим в тишине», «Простокваша».
И. Бунин «Матери».
И. Пивоварова «Здравствуй!».
10
С. Васильев «Белая береза»
С. Дрожжин «Весеннее царство»
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»
Э. Мошковская «Я маму мою обидел», «Я ушел в свою обиду»
Ю. Ермолаев «Два пирожных», «Лучший друг».
Е. Благигина «Подарок».
С. Михалков «Бараны».
Стихи о дружбе Р. Сефа, В. Орлова, И. Пивоварова.
А. Ким «Моя родня».
С. Маршак «Хороший день».
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».
И в шутку и в серьез
Ю Тувим «Про пана Трулялинского»
В. Введенский «Ученый Петя»
Д. Хармс «Вы знаете?»
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Память», «Чебурашка»
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Г. Остер «Будем знакомы»
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки».
Я. Тайц «Волк».
Г. Кружков «РРРЫ!».
Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
Весёлые стихи К. Чуковский «Федотка»,
О. Дриз «Привет».
О. Григорьев «Стук».
И. Пивоваров «Кулинаки-пулинаки».
К. Чуковский «Телефон».
М. Пляцковский «Помощник».
Рассказы У. Ушинского
Литература зарубежных стран
Английские народные песенки «Перчатки» «Храбрецы»
Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Французская и немецкая народные песенки
Поэтическая тетрадь
«Как научиться читать стихи» На основе научно-популярной статьи Я. Смоленского
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»
И.С. Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы»
И.З. Суриков «Детство», «Зима»
Н. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и
зайцы»
К. Бальмонт «Золотое слово»
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.
11
12
Тематическое планирование курса
1 класс (115 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Тема урока
Раздел «Добуквенный период»
Азбука – первая учебная книга.
Речь устная и письменная.
Предложение и слово.
Слово. Слог.
Ударение. Ударный слог.
Звуки в окружающем мире и в речи.
Звуки в словах.
Слог – слияние.
Гласный звук [а], буквы А, а.
Гласный звук [о], буквы О, о.
Гласный звук [и], буквы И, и.
Гласный звук [ы], буква ы.
Гласный звук [у], буквы У, у.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н.
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с.
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т.
Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Гласные буквы Е, е.
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Парные согласные з-с.
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Сопоставление слогов и слов с буквами б, п.
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
Гласные буквы Я, я.
Повторение. Гласные буквы А, У, И, ы, О, Е, Я.
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.
Сопоставление звуков [ш], [ж]. Сочетания «жи» и «ши».
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
№
п/п
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
Количество
часов
Гласные буквы Ё, ё .
1
Звук [й], буквы Й, й.
1
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
1
Гласные буквы ю, Ю.
1
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
1
Гласный звук [э], буквы Э, э.
1
Повторение. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Чтение текстов.
1
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
1
Сопоставление сочетаний букв «ча» и «ща», «чу» и «щу».
1
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
1
Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф.
1
Русский алфавит. К.Льдов «Господин учитель Жук».
1
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои
1
произведения. Чтение по ролям.
Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше
1
Отечество».
М.М. Пришкин «Предмайское утро», «Глоток молока».
1
А.Л. Барто «Помошница», «Зайка», «Игра в слова».
1
С.В. Михалков «Котята». Б.В. Заходер «Два и три».
1
Раздел «Жили-были буквы»
Знакомство с учебником по литературному чтению. В. Данько
1
«Загадочные буквы».
Литературная сказка И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».
1
Литературная сказка Ф. Кривина «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
1
Прозаическая форма произведения.
Г. Сапгир «Про медведя». Поэтическая форма произведения.
1
М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Диалог в поэтических
1
произведениях.
И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука». Рифма в
1
поэтических произведениях.
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Выразительное чтение с
1
опорой на знаки препинания.
Тематическая проверочная работа № 1 по теме «Жили-были
1
буквы».
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Коллективный проект «Город букв»
Раздел «Сказки, загадки, небылицы»
Авторская и народная сказка. Е. Чарушин «Теремок».
1
Русская народная сказка «Рукавичка». Последовательность событий.
1
Малые фольклорные форма –загадки и песенки. Сочинение загадок.
1
Малые фольклорные форма – потешки.
1
Малые фольклорные форма – небылицы. Сочинение небылиц.
1
Малые фольклорные формы разных народов.
1
Сказки разных народов.
1
Русская народная сказка «Петух и собака».
1
Тема урока
14
№
п/п
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
Количество
часов
Авторские сказки У. Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы
1
и лягушки».
Коллективный проект «Русские народные сказки».
1
Тематическая проверочная работа № 2 по теме «Сказки, загадки,
1
небылицы».
Раздел «Люблю русскую природу. Весна»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Стихи А. Майкова, А. Плещеева.
Стихи А. Майкова, Т. Белозёрова.
1
Стихотворение С. Маршака «Апрель».
1
Стихи Л. Ульяницкой, Л. Яхнина.
1
Стихотворение Е. Трутневой «Как это бывает?».
1
Стихи И. Токмаковой «К нам весна шагает…», «Ручей».
1
Стихи В. Берестова.
1
Коллективный проект «Весна идёт-весне дорогу».
1
Тематическая проверочная работа № 3 по теме «Люблю русскую
1
природу. Весна»
Раздел «И в шутку и всерьёз»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. И.
1
Токмакова «Мы играли в хохотушки».
Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!».
1
Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
1
Весёлые стихи К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет». О.
1
Григорьев «Стук».
И. Пивоваров «Кулинаки-пулинаки».
1
К. Чуковский «Телефон».
1
М. Пляцковский «Помощник».
1
Рассказы У. Ушинского
1
Тематическая проверочная работа № 4 по теме «И в шутку и
1
всерьёз.»
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Ю. Ермолаев «Лучший друг».
Е. Благигина «Подарок».
1
С. Михалков «Бараны».
1
Стихи о дружбе Р. Сефа, В. Орлова, И. Пивоварова.
1
А. Ким «Моя родня».
1
С. Маршак «Хороший день».
1
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».
1
Тематическая проверочная работа № 5 по теме «Я и мои друзья».
1
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. С.
1
Михалков «Трезор».
В. Осеева «Собака яростно лаяла».
1
И. Токмакова «Купите собаку».
1
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».
1
В. Берестов «Лягушата».
1
Тема урока
15
№
п/п
110
111
112
113
114
115
Количество
часов
В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет».
1
Д. Хармс «Храбрый ёж».
1
Н. Сладков «Лисица и ёж».
1
Тематическая проверочная работа № 6 по теме «О братьях наших
1
меньших».
Итоговая проверочная работа
1
Анализ итоговой проверочной работы, работа над ошибками.
1
Коллективный проект «Рассказы о животных»
Тема урока
Тематическое планирование курса
2 класс (119 часов)
№
п/п
Тема урока
19
20
Самое великое чудо на свете
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации
Самое великое чудо на свете
Библиотеки
Устное народное творчество
В мире книг
Устное народное творчество
Русские народные песни
Русские народные потешки и прибаутки.
Скороговорки, считалки, небылицы.
Загадки, пословицы, поговорки.
Народные сказки. Ю. Коваль «Сказки», Ю. Мориц «Сказка по лесу
идёт…»
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка «Лиса и тетерев»
Сказка «Лиса и журавль»
Сказка «Каша из топора»
Сказка «Гуси – лебеди»
Тематическая проверочная работа № 1 по теме «Устное народное
творчество»
Люблю природу русскую. Осень
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Люблю природу русскую. В мире книг.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
К. Бальмонт «Поспевает брусника…»
21
21
22
23
24
А. Плещеев «Осень наступила…»
А. Фет «Ласточки пропали…»
А.Толстой «Осень…», С.Есенин «Закружилась листва золотая…»
В.Брюсов «Сухие литья», И.Токмакова «Опустел скворечник…»
В. Берестов «Хитрые грибы»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
№
п/п
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Количество
часов
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
1
Тематическая проверочная работа № 2 по теме «Люблю природу
1
русскую. Осень»
Русские писатели
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. А.
1
С. Пушкин. Сказки великого русского поэта. «У лукоморья дуб
зелёный…»
Стихи А. С. Пушкина. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!..
1
Крестьянин, торжествуя…»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
1
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
1
Знакомство с жизнью и творчеством писателя Л.Толстого. «Котёнок»
1
Л. Толстой «Правда всего дороже»
1
Л. Толстой «Филипок»
1
Л. Толстой «Филипок»
1
Л. Толстой «Правда всего дороже»
1
Тематическая диагностическая работа № 3 по теме «Русские
1
писатели»
О братьях наших меньших
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. И.
1
Пивоваров «Жила-была собака»
В. Берестов «Кошкин щенок»
1
М. Пришвин «Ребята и утята»
1
М. Пришвин «Ребята и утята»
1
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1
Б. Житков «Храбрый утенок»
1
Б. Житков «Храбрый утенок»
1
В. Бианки «Музыкант»
1
В. Бианки «Сова»
1
В. Бианки «Сова»
1
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
1
Тематическая проверочная работа № 4 по теме «О братьях наших
1
меньших»
Люблю природу русскую. Зима.
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. С
1
Погореловский «В гору, в гору поднимались…». А Прокофьев «Как на
горке, на горе…»
И.Бунин «Первый снег»
1
К.Бальмонт «Снежинка»
1
Я. Аким «Утром кот принес на лапах…»
1
Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…»
1
С.Есенин «Поет зима – аукает»
1
С.Есенин «Береза»
1
А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»
1
Тема урока
17
№
п/п
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
Количество
часов
А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…»
1
«Два мороза» Русская народная сказка
1
«Два мороза» Русская народная сказка
1
С.Михалков «Новогодняя быль»
1
С.Михалков «Новогодняя быль»
1
Тематическая проверочная работа № 5 по теме «Люблю природу
1
русскую. Зима»
Писатели детям
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
К.И. Чуковский «Путаница» «Радость»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
1
С. Михалков «Сила воли»
1
С. Михалков «Мой щенок»
1
А.Л. Барто «Веревочка»
1
А.Л. Барто «Мы не заметили жука» Вовка добрая душа»
1
Н. Носов «Затейники»
1
Н. Носов «Живая шляпа»
1
В. Осеева «Синие листья»
1
Н. Носов «На горке»
1
Тематическая проверочная работа № 6 по теме «Писатели детям»
1
Я и мои друзья
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Викторина по произвениях писателя Е.И.Чуковского.
Стихи о дружбе и обидах. Е. Благинина «Простокваша». В. Орлов «На
печи»
В. Лунин «Я и Вовка»
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
1
В. Осеева «Волшебное слово»
1
В. Осеева «Хорошее»
1
Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»
1
В. Берестов «За игрой»
1
В. Осеева «Почему?»
1
Обобщение по теме «Я и мои друзья»
1
Тематическая проверочная работа № 7 по теме «Я и мои друзья»
1
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками. И.
1
Пивоварова «Здравствуй!». Ф. Тютчев «Зима недаром злится»,
«Весенние воды»
А. Плещеев «Весна». С. Дрожжин «Весеннее царство»
1
А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»
А. Блок «На лугу», С.Маршак «Снег уже теперь не тот»
1
А. Плещеев «В бурю»
И.Бунин «Матери»
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою
1
обидел»
Э. Мошковская «Я маму мою обидел»
1
Тема урока
18
№
п/п
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
Тема урока
С. Васильев «Белая береза»
Тематическая проверочная работа № 8 по теме «Люблю природу
русскую. Весна»
«И в шутку и в серьез»
В мире книг. Работа над ошибками.
Ю. Тувим «Про пана Трулялинского». Д. Хармс «Вы знаете?»
В. Введенский «Ученый Петя»
Д. Хармс «Вы знаете?»
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».
Э. Успенский «Чебурашка»
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Г. Остер «Будем знакомы»
Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез»
Тематическая проверочная работа № 9 по теме «И в шутку и в
серьез»
Литература зарубежных стран
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
В мире книг.
Английские народные песенки «Перчатки» «Храбрецы»
Шарль Перро «Кот в сапогах»
Шарль Перро «Красная шапочка»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Французская и немецкая народные песенки
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»
Тематическая проверочная работа № 10 по теме «Литература
зарубежных стран»
Итоговая проверочная работа за год.
Анализ итоговой проверочной работы по теме «литература
зарубежных тсран» и итоговой проверочной работы за год.
Обобщение по курсу. Проектируем.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование курса
3 класс (119 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Тема урока
Знакомство с учебником
Знакомство с учебником по литературному чтению
Самое великое чудо на свете
Знакомство с разделом. Рукописные книги древней Руси
Первопечатник Иван Федоров
Урок путешествия в прошлое
Устное народное творчество
Знакомство с разделом. Русские народные песни
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
19
№
п/п
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Тема урока
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская
посуда, дымковская и богородская игрушка
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк»
Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк»
Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк»
Русская народная сказка «Сивка – Бурка»
Русская народная сказка «Сивка – Бурка»
Русская народная сказка «Сивка – Бурка»
Внеклассное чтение. В гостях у русской народной сказки
Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Тематическая проверочная работа № 1 «Устное народное
творчество»
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с разделом. «Как научиться читать стихи» На основе
научно-популярной статьи Я. Смоленского
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (с.62)
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут
осенние листья»
А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой
нивой»
И.С. Никитин «Полно, степь моя…»
И.С. Никитин «Встреча зимы»
И.З. Суриков «Детство»
И.З. Суриков «Зима»
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Тематическая проверочная работа № 2 «Поэтическая тетрадь»
Великие русские писатели
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с разделом. А.С. Пушкин. Сообщение «Что интересного я
узнал о жизни А.С. Пушкина»
А.С. Пушкин. Лирические стихотворения
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом.
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи
учебника, книг о И. Крылове.
И. Крылов «Мартышка и Очки»
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
И.Крылов «Ворона и Лисица»
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
№
п/п
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Количество
часов
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на
1
основе статьи.
М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит
1
одиноко…»
М. Лермонтов «Утес», «Осень»
1
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка
1
сообщения.
Л. Толстой «Акула»
1
Л. Толстой «Прыжок»
1
Л. Толстой «Лев и собачка»
1
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из
1
моря?». Сравнение текстов.
Тематическая проверочная работа № 3 «Великие русские
1
писатели»
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с разделом. Н. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер
бушует над бором…»
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
1
К. Бальмонт «Золотое слово»
1
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.
1
Тематическая проверочная работа № 4 «Поэтическая тетрадь»
1
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с разделом. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши,
1
Косые Глаза, Короткий Хвост.»
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
1
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
1
В. Одоевский «Мороз Иванович»
1
В. Одоевский «Мороз Иванович»
1
Тематическая проверочная работа № 5 «Поэтическая тетрадь»
1
Были-небылицы
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с разделом. М.Горький «Случай с Евсейкой»
М. Горький «Случай с Евсейкой»
1
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
1
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
1
А. Куприн «Слон»
1
А. Куприн «Слон»
1
Тематическая проверочная работа № 6 «Были-небылицы»
1
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с разделом. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?»
С.Ч ерный «Воробей», «Слон»
1
А. Блок «Ветхая избушка»
1
Тема урока
21
№
п/п
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
Тема урока
А. Блок «Сны», «Ворона»
С. Есенин «Черемуха»
Тематическая проверочная работа № 7 «Поэтическая тетрадь»
Люби живое
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с разделом. М. Пришвин «Моя Родина»
Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе
художественного текста.
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
В. Белов «Малька провинилась»
В. Белов «Еще раз про Мальку»
В. Бианки «Мышонок Пик»
В. Бианки «Мышонок Пик»
Б. Житков «Про обезьянку»
Б. Житков «Про обезьянку»
В. Дуров «Наша Жучка»
В. Астафьеф «Капалуха»
В. Драгунский «Он живой и светится…»
Тематическая проверочная работа № 8 «Люби живое»
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с разделом. С. Маршак «Гроза днем»
С. Маршак «В лесу над росистой поляной…»
А .Барто «Разлука»
А. Барто «В театре»
С. Михалков «Если», «Рисунок»
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»
«Крестики-нолики». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая
тетрадь»
Тематическая проверочная работа № 9 «Поэтическая тетрадь»
Собирай по ягодке - наберешь кузовок
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с разделом. Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь
кузовок». Особенность заголовка произведения.
А. Платонов «Цветок на земле»
А. Платонов «Еще мама»
М. Зощенко «Золотые слова»
М. Зощенко «Великие путешественники»
Н. Носов «Федина задача»
Н. Носов «Телефон»
В. Драгунский «Друг детства». Внеклассное чтение.
Тематическая проверочная работа № 10 «Собирай по ягодке наберешь кузовок»
По страницам детских журналов
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
№
п/п
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
Тема урока
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с разделом. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю. Ермолаев «Проговорился»
Ю. Ермолаев «Воспитатели»
Г. Остер «Вредные советы»
Г. Остер «Как получаются легенды»
Р. Сеф «Веселые стихи»
Зарубежная литература
Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Мифы древней
Греции.
«Храбрый Персей». Мифы древней Греции.
Мифы древней Греции.
Итоговая проверочная работа
Анализ итоговой проверочной работы, работа над ошибками.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Обобщение по курсу. Проектирование
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование курса
4 класс (85 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема урока
Летописи. Былины. Жития
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание
иллюстраций и оформление учебника.
Летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И
вспомнил Олег коня своего».
Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины
три поездочки»
Былина «Три поездки Ильи Муромца». Развитие речи: составление
рассказа об Илье Муромце или подготовка к пересказу одного из
эпизодов былины
Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»
Тематическая проверочная работа № 1 «Летописи. Былины.
Жития»
Чудесный мир классики
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок»
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Стихотворения «Унылая
пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча»
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель.
Стихотворение «Дары Терека»
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Развитие речи:
написание отзыва на произведение
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
№
п/п
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Тема урока
Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Повесть «Детство»
Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»
А. П. Чехов – великий русский писатель. Рассказ «Мальчики»
Тематическая проверочная работа № 2 «Чудесный мир классики»
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…». Ф. И. Тютчев. «Как
неожиданно и ярко…»
А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий
шёпот моих лесов?»
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»
И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…»
Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
И. А. Бунин. «Листопад»
Тематическая проверочная работа № 3 «Поэтическая тетрадь»
Литературные сказки
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Развитие речи: составление
рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»
Тематическая проверочная работа № 4 «Литературные сказки»
Делу время – потехе час
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Развитие речи: пересказ текста от
лица героя
В. Ю. Драгунский. «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»
Тематическая проверочная работа № 5 «Делу время — потехе час»
Страна детства
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Развитие речи:
озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Развитие речи:
озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
№
Количество
Тема урока
п/п
часов
1
41 М. М. Зощенко. «Ёлка»
1
42 Тематическая проверочная работа № 6 «Страна детства»
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
43 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»
1
44 С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»
1
45 М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
1
46 Тематическая проверочная работа № 7 «Поэтическая тетрадь»
Природа и мы
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
47
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Развитие речи: обучение
выборочному пересказу текста
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Развитие речи: обучение
1
48
выборочному пересказу текста
1
49 А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»
1
50 М. М. Пришвин. «Выскочка»
1
51 Е. И. Чарушин. «Кабан»
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Развитие речи: озаглавливание
1
52
частей, составление плана, пересказ текста от имени главного героя
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Развитие речи: озаглавливание
1
53
частей, составление плана, пересказ текста от имени главного героя
1
54 Тематическая проверочная работа № 8 «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
55 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»
1
56 С. К. Клычков. «Весна в лесу»
1
57 Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»
1
58 Н. М. Рубцов. «Сентябрь»
1
59 С. А. Есенин. «Лебёдушка»
1
60 Обобщающий урок по поэзии
1
61 Тематическая проверочная работа № 9 «Поэтическая тетрадь»
Родина
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
62
Проекты «Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не
гордиться мне тобой, о Родина моя»
1
63 И. С. Никитин. «Русь»
1
64 С. Д. Дрожжин. «Родине»
1
65 А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…»
Подведение итогов выполнения проектов («Они защищали Родину»,
1
66
«Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»)
1
67 Урок-концерт, посвящённый произведениям изученных авторов
1
68 Тематическая проверочная работа № 10 «Родина»
Страна фантазии
25
№
п/п
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
Количество
часов
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
1
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ текста от
1
лица главного героя
К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ текста от
1
лица главного героя
К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ текста от
1
лица главного героя
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна Фантазия».
1
Тематическая проверочная работа № 11 «Страна Фантазия»
Страна фантазии
Анализ тематической проверочной работы, работа над ошибками.
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). Развитие речи: пересказ
1
текста от лица главного героя
Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт. «Путешествие
1
Гулливера» (отрывок). Развитие речи: пересказ текста от лица главного
героя
1
Г. Х. Андерсен. «Русалочка»
1
Г. Х. Андерсен. «Русалочка»
1
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
1
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
1
С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
1
Тематическая проверочная работа № 12 «Зарубежная литература»
1
Итоговая проверочная работа
1
Обобщение по курсу. Проектирование
Тема урока
В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально
значимых знаний — знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут. Выделение данного приоритета связано с
особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их
потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе
обучающегося, т. е. научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения.
Такого рода нормы и традиции задаются в образовательной организации
педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно
как нормы и традиции поведения обучающегося. Их знание станет базой
для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления
ими опытаосуществления социально значимых дел и в дальнейшем,
вподростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них
относятся следующие:
26
•
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час» как в учебных занятиях,
так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
• знать и любить свою Родину — родной дом, двор, улицу, город, село, страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и по возможности о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоемы);
• проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим вбеду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям
иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то не
похожим на других; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание обучающимися
младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования
им имеет особое значение для этого возраста, поскольку облегчает вхождение в широкий
социальный мир, в открывающуюся им систему общественных отношений.
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
— инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по этому
поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
27
•
•
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
28