Приложение № 1.4
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ № 221 (новая редакция),
утвержденной приказом № 55/1-О 30.08.2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Планируемые результаты
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
•
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
•
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
•
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
•
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
1
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
•
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
•
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
•
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
2
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
Выпускник научится:
• понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как
особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативноэстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
• осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию
автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
• владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
• совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
• применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа
(полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные
произведения;
• самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить
впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других
видов искусства;
• создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
• пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
• писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
• создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» обучающийся научится:
• совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных
текстов;
• применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
• читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
3
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» обучающийся научится:
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
• владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
• совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных и учебных текстов;
• применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
• обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями
от других видов искусства;
• пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» обучающийся научится:
• осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;
• осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной
истории и культуры;
• давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и
анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
• применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого);
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить
впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других
видов искусства;
• создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
• осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания
себя, для культурной самоидентификации;
• определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста;
4
•
•
•
•
•
•
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа
и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить
впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других
видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями;
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по
воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических
норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду
и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть,
сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе
культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского
народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
5
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской
литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве,
о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа
(первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых
для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на
основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских
художников.
Перечень произведений, реализующих содержание программы
Мир детства
С.А. Баруздин. Самое простое дело
Л.В. Куклин. Как я научился читать
С.Л. Прокофьев. Самый большой друг
И.А. Мазнин. «Давайте будет дружить друг с другом…»
Л.Н. Толстой. Лгун
В.А. Осеева. Почему?
Р.С. Сеф. Чудо
В.В. Лунин. Я видела чудо
Е.Н. Егорова. Нянины сказки
Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею
Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком
6
В.В. Бианки. Сова
Б.В. Шергин. Плотник думает топором
Е.А. Пермяк. Маркел-Самодел и его дети
Л.Н. Толстой. Отец и сыновья
В.В. Головякин. Мой добрый папа
Е.В. Григорьева. Мечта
В.И. Воробьев. Мой дневник
И. Краева. Письмописательное искусство
Л.Л. Яхнин. Последняя рубашка
Ю.А. Буковский. О Доброте – злой и доброй
П.В. Засодимский. Гришина милостыня
В.М. Шукшин. Как зайка летал на воздушных шариках
А.Л. Решетов. Зернышки спелых яблок
В.П. Крапивин. Зеленая грива
С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука
С.Т. Григорьев. Детство Суворова
Л.Л. Яхнин. Храбрец
Е.Ю. Клюев. Шагом марш
Б.П. Екимов. Ночь исцеления
М.В. Водопьянов. Полярный летчик
Т.В. Михеева. Асино лето
В.П. Крапивин. Голубятня в Орехове
Россия – родина моя
Ф.П. Савинов. Родное
В.Ф. Боков. Откуда начинается Россия?
А.Н. Толстой. Петушки
В.П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко
Ю.И. Коваль. Поздним вечером.
С.В. Востоков. Месяц
Е.В. Липатова. Луна похожа на ежа
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…»
Г.В. Сапгир. Тучи
М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь
М.Л. Яковлев. Преподобный Сергий Радонежский
И.С. Шмелев. Масленица
А.А. Коринфский. Август-собериха
И.С. Никитин. «В чистом поле тень шагает…»
Л.Ф. Воронкова. Подснежники
Ю.И. Коваль. Фарфоровые колокольчики
В.А. Солоухин. Трава
Н.М. Коняев. Правнуки богатырей
Л.М. Демин. Рассказывает бывалый человек
В.А. Никифоров-Волгин. Серебряная метель
Е.В. Григорьева. Радость
И.С. Никитин. Лес
К.Г. Паустовский. Клад
М.М. Пришвин. Река
В.Г. Распутин. Горные речки
И.П. Токмакова. Туман
К.И. Кунин. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина
Афанасий Никитин. Хождение за три моря
Г.С. Титов. Наш Гагарин
7
А.Д. Дорофеев. Веретено
Сказ о валдайских колокольчиках
Морозко. Отрывок из русской народной сказки
В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович.
А.А. Блок. Перед грозой
А.А. Блок. После грозы
8
Тематическое планирование курса,
1 класс (17 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Мир детства
С.А. Баруздин. Самое простое дело
Л.В. Куклин. Как я научился читать
С.Л. Прокофьев. Самый большой друг
И.А. Мазнин. «Давайте будет дружить друг с другом…»
Л.Н. Толстой. Лгун
В.А. Осеева. Почему?
Р.С. Сеф. Чудо
В.В. Лунин. Я видела чудо
Россия – родина моя
Ф.П. Савинов. Родное
В.Ф. Боков. Откуда начинается Россия?
А.Н. Толстой. Петушки
В.П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко
Ю.И. Коваль. Поздним вечером.
С.В. Востоков. Месяц
Е.В. Липатова. Луна похожа на ежа
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…»
Г.В. Сапгир. Тучи
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс (17 часов)
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Мир детства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Е.Н. Егорова. Нянины сказки
Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею
Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком
В.В. Бианки. Сова
Б.В. Шергин. Плотник думает топором
Е.А. Пермяк. Маркел-Самодел и его дети
Л.Н. Толстой. Отец и сыновья
В.В. Головякин. Мой добрый папа
Е.В. Григорьева. Мечта
Россия – родина моя
М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь
М.Л. Яковлев. Преподобный Сергий Радонежский
И.С. Шмелев. Масленица
А.А. Коринфский. Август-собериха
И.С. Никитин. «В чистом поле тень шагает…»
Л.Ф. Воронкова. Подснежники
Ю.И. Коваль. Фарфоровые колокольчики
В.А. Солоухин. Трава
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
3 класс (17 часов)
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Мир детства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
В.И. Воробьев. Мой дневник
И. Краева. Письмописательное искусство
Л.Л. Яхнин. Последняя рубашка
Ю.А. Буковский. О Доброте – злой и доброй
П.В. Засодимский. Гришина милостыня
В.М. Шукшин. Как зайка летал на воздушных шариках
А.Л. Решетов. Зернышки спелых яблок
В.П. Крапивин. Зеленая грива
Россия – родина моя
Н.М. Коняев. Правнуки богатырей
Л.М. Демин. Рассказывает бывалый человек
В.А. Никифоров-Волгин. Серебряная метель
Е.В. Григорьева. Радость
И.С. Никитин. Лес
К.Г. Паустовский. Клад
М.М. Пришвин. Река
В.Г. Распутин. Горные речки
И.П. Токмакова. Туман
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс (17 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Мир детства
С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука
С.Т. Григорьев. Детство Суворова
Л.Л. Яхнин. Храбрец
Е.Ю. Клюев. Шагом марш
Б.П. Екимов. Ночь исцеления
М.В. Водопьянов. Полярный летчик
Т.В. Михеева. Асино лето
В.П. Крапивин. Голубятня в Орехове
Россия – родина моя
К.И. Кунин. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина
Афанасий Никитин. Хождение за три моря
Г.С. Титов. Наш Гагарин
А.Д. Дорофеев. Веретено
Сказ о валдайских колокольчиках
Морозко. Отрывок из русской народной сказки
В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович.
А.А. Блок. Перед грозой
А.А. Блок. После грозы
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения обучающимися социально значимых знаний — знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями
10
обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе обучающегося, т. е. научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и
традиции задаются в образовательной организации педагогическими работниками и
воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Их
знание станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления
ими опытаосуществления социально значимых дел и в дальнейшем, вподростковом и
юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час» как в учебных занятиях,
так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
• знать и любить свою Родину — родной дом, двор, улицу, город, село, страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и по возможности о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоемы);
• проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим вбеду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям
иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то не
похожим на других; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание обучающимися
младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования
им имеет особое значение для этого возраста, поскольку облегчает вхождение в широкий
социальный мир, в открывающуюся им систему общественных отношений.
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
•
•
•
•
установление доверительных отношений между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
— инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по этому
поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
11
•
•
•
•
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
12