Развитие
графомоторных навыков — важнейший аспект подготовки ребенка к обучению письму и
успешному освоению школьной программы. Эти навыки включают способность
правильно держать карандаш, контролировать движения руки и пальцев, развивать
мелкую моторику и координацию движений. Графомоторика помогает ребенку овладеть
письмом, улучшает восприятие формы предметов и развивает пространственное
мышление.
Что такое графомоторные навыки? Графомоторные навыки связаны с
формированием мелкой моторики рук и координации глаз-рука. Они необходимы для
успешного освоения письма, рисования и развития творческого потенциала ребёнка.
От уровня развитых графомоторных навыков зависит качество почерка, аккуратность
исполнения заданий и общее развитие интеллектуальных способностей.
Этапы формирования графомоторных навыков
Новорожденность (до 1 месяца) У новорожденных детей ещё слабо развита
двигательная активность рук. Основной задачей родителей является стимуляция
сенсорного восприятия через тактильные ощущения. Рекомендуется использование
различных материалов и игрушек разной фактуры для пальчиков малыша.
Ранний возраст (от 1 до 3 месяцев) Ребёнок постепенно осваивает хватательные
рефлексы. Родителям важно поощрять захват мелких предметов руками и
поддерживать попытки младенца удерживать предметы пальцами.
Младенчество (от 3 до 12 месяцев) К концу первого года жизни ребёнок
активно исследует окружающий мир посредством действий руками. Важно
стимулировать развитие мелкой моторики путём предоставления малышу возможностей
играть с мелкими предметами, заниматься лепкой, рисовать пальчиковыми красками.
О детских цветных карандашах, взрослых кистях для рисования пока речи не идет.
Они малышу пользу не принесут. 
Дошкольный возраст (от 1 до 3 лет) Дети начинают проявлять интерес к
рисованию и изображениям. Необходимо создавать условия для самостоятельного
творчества и обеспечить разнообразие художественных материалов: цветные
маленькие и большие мелки разнообразных форм, масляная пастель, краски,
пластилин, различные штампики. Упражнения по созданию простых рисунков на
основе вертикальных и горизонтальных линий, разных дуг, кругов и овалов
помогают развить точность движений и зрительно-двигательную координацию. Предоставить
малышам возможность осваивать работу с разными предметами и инструментами. Это
могут быть завинчивание бутылок крышками, игры с крупным конструктором, игры в
песочнице, мытье рук с кусковым мылом, стирка личных вещей руками, работа с
настоящими игрушечными инструментами такими как молоток, гаечный ключ, отвертка
и др.
Средняя группа детского сада (дети 4–5 лет). Продолжается укрепление
мышц кисти и подготовка руки к выполнению сложных письменных задач. Основными направлениями работы в этом возрасте остаются регулярные занятия с использованием
крупяных материалов, песка, воды, глины и теста, пластилина. Такие игры
развивают мелкую моторику и чувствительность пальцев. Актуальны специальные
упражнения на разминку рук («Пальчики здороваются», «Волшебники-палочки»).
Продолжаем с детьми рисование широкими линиями и крупными мазками кистью или мелками,
мелом на асфальте и палочками по земле. Это укрепляет руку и помогает ребенку
привыкнуть к процессу нанесения изображений. Изготовление поделок с
использованием клеящих материалов и бумаги (разрезание, наклеивание)
совершенствует контроль над движениями рук. В этом возрасте, ближе к 4.5-5
годам можно начинать давать детям обычные карандаши круглой или шестигранной
формы. Первые шаги в обучении написанию элементов букв и цифр на уровне
подражания взрослым действиям. Задача
родителя/воспитателя на этом возрастном этапе заключается в поддержании стремления ребенка к
творчеству, предлагать разнообразные художественные материалы и создавать
комфортные условия для самостоятельной деятельности.
Старшая и подготовительная группа детского сада (от 5
до 7 лет)
В этот период появляется рисование узоров и орнаментов, вводится выполнение
заданий по написанию простейших геометрических фигур и элементов букв.
постепенный переход от широкой линии к тонким элементам. Дети учатся правильно
держать пишущий инструмент. Продолжается работа с различными материалами
(глина, песок, вода). Занятия с конструктором, пазлами, шнуровкой, мозаиками,
способствующие укреплению силы пальцев и точности движений. Подготовка руки к
письму через специальные игры и упражнения (например, проведение вертикальных и
горизонтальных линий). Важную роль в умении управлять рукой и координировать
движение играет обучение вырезанию ножницами. В этот период следует постоянно
наблюдать за процессом выполнения ребенком графических заданий, следить за правильной
позицией тела и правильным положением инструментов, помогать исправлять
недостатки.
Развитые
графомоторные навыки обеспечивают прочный фундамент для дальнейшего школьного
обучения. Их формирование требует терпеливого подхода, регулярного повторения
упражнений и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Создание
благоприятных условий для развития мелкой моторики, регулярная практика и
поддержка педагогов и родителей гарантируют гармоничное развитие всех
когнитивных функций ребенка, включая письмо, чтение и творчество. Таким
образом, грамотная организация процесса воспитания и целенаправленная работа с
детьми способствуют формированию сильных графомоторных навыков, обеспечивающих
готовность ребенка к полноценному участию в образовательном процессе. Успех
детей в будущем во многом зависит именно от внимания к деталям и
последовательной работы над каждым этапом развития.
Составитель: учитель Балагурина А.А.
учитель-логопед: Найданова Н.А.