Публикации
26.10.2025
Е.В. Решетникова,
педагог-психолог, МБОУ СОШ №221
«Работа с семьей,
как элемент формирования единой позитивно ориентированной системы профилактики
в школе»
Современная
модель системы профилактической работы в образовательном учреждении строится на
основе каузального подхода, когда профилактика ориентирована на причины
приобщения к психоактивным веществам. Поэтому, для формирования единого профилактического пространства в современной
школе, необходимо объединение усилий всех участников воспитательного процесса и
создание единой позитивно ориентированной системы профилактической работы.
В настоящее
время в силу социально-экономических потрясений в нашей стране семья, как
социальный институт, испытывает огромные трудности. Они связаны с
перегруженностью бытовыми проблемами, высокой трудовой занятостью, переоценкой
ценностей и нежелания заниматься детьми. Основная цель современной семьи сегодня – выжить.
Таким образом, выраженные явления
микросоциальной дезадаптации в семье и образовательном учреждении являются
факторами, способствующими приобщению несовершеннолетних к девиантному поведению или употреблению психоактивных
веществ. А значит, для учителей и школы в целом является важной и ответственной
задачей - сделать родителей активными
участниками педагогического процесса. Именно поэтому значительное место в
воспитательной работе школы занимает работа с родителями.
Поэтому важно не только «вооружать»
родителей психолого-педагогическими
знаниями, но и научить их социально-поддерживающему поведению. Так как люди, у
которых сформирована сеть социальной поддержки легче справляются с проблемами,
могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления психоактивных
веществ.
А все ли родители
знают, что такое возрастные кризисы и их периодичность? Какой из этих периодов
наиболее сложен и почему? А насколько они вообще готовы к социально-поддерживающему
поведению по отношению к ребенку?
Этапы
возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в
системе развития человека. Для того чтобы знать, как вести себя с ребенком в
определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды.
Начало обучения в школе – один из наиболее
сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в
социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые
условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения,
новые требования и обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется
учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный этап, прежде
всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд
задач, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Поэтому, необходимо значительную часть воспитательного процесса
организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и
задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга
и, объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
По-прежнему, в воспитательной системе работы школы, значимым
вектором работы остается проведение совместных с родителями досуговых мероприятий.
Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки»,
посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с
профессией», и концерты художественной самодеятельности, домашние клубы
выходного дня, кружки, организованные родителями и др.
Очень
увлекательно проходят мероприятия под названием «Кладовая мастер – классов».
Вкусная и полезная еда для ребенка, идеи для дома, первая медицинская помощь,
отдых с семьей, и многие другие темы мастер – классов дают возможность заинтересовать
и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми. При проведении таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между
собой, со своими детьми – удивляются талантам, которые раскрывают дети при
проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями.
Огромную помощь родители
оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в
научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничестве, вместе с родителями рождается исследовательская работа и,
когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные
дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный
эффект. Примером такого дела может стать проведение вечера-встречи «Мир
увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются изделия
декоративно-прикладного творчества, сувениры - все то, чем семья увлекается в
свободное время.
Интересной
и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера.
Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал
формировать родительский коллектив, когда дети только переступили порог
начальной школы, то есть, как раз в первом классе.
Родительские
вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей. Они обычно
проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Темы
родительских вечеров могут быть следующими: «Первые книжки ребенка», «Друзья
моего ребенка», «Вечер воспоминаний», «Наказания
и поощрения в нашей семье», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик», «Как
научиться говорить спасибо своему ребенку?» и так далее. Такие темы позволяют
не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в
рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться,
взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера
сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают
преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
Важным направлением работы классного руководителя является
оказание индивидуальной консультативной помощи родителям. Консультации по
своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог
учителя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей,
педагог стремится дать квалифицированный совет.
Существуют и «заочные»
консультации. Одной из форм такой работы является «Почта
доверия». Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей,
куда родители могут помещать свои вопросы анонимно. Читая почту, педагог может
заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с
коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как
показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные
вопросы, о которых не желали говорить вслух. В практике работы часто
встречаются случаи, когда классный руководитель, при написании ответов,
прибегает к помощи педагога-психолога.
Нередки также и случаи когда родителям рекомендуют в индивидуальном порядке
обратиться за консультацией к специалисту.
В российской
традиции ветвь социальных услуг в виде
посещения психолога только развивается, поэтому люди часто еще попросту
«боятся» психологов. Существует
стереотип, что к психологу обращаться нужно только в том случае, если случилось
что-то нехорошее. Некоторые родители, впервые обращаются к
школьному психологу после посещения Совета профилактики, т.е. по направлению. И
зачастую решить такие проблемы бывает крайне тяжело ввиду запущенности ситуации
в семье, в семейных отношениях. Поэтому,
помимо реабилитационной работы, существует и
развивающая, и профилактическая, и коррекционная.
Традиционные формы
лекций на большую аудиторию дают небольшой
и недлительный эффект. Поэтому, исходя из цели выстраивания более
тесного контакта с семьей, для снижения факторов
риска и явлений микросоциальной дезадаптации педагоги все чаще
выбирают и используют в работе тематические встречи с интерактивными
элементами. Такие тематические встречи способствуют сплочению
родительского коллектива и увеличению количества индивидуальных обращений
родителей к школьному психологу для решения проблем воспитания в семье.
Примером такой встречи может стать интерактивное
занятие на тему «Стили семейного воспитания». Мы о многом разговариваем с
родителями, но не часто им предоставляется возможность увидеть себя со стороны,
а также услышать о чувствах, которые испытывает ребенок. В рамках этой
тематической встречи родители, разделившись на подгруппы, показывают небольшую
сценку между родителями, другими членами семьи и ребенком в ходе которой
обсуждается проблемный вопрос. После чего родители определяют стиль семейного
воспитания, анализируют «плюсы» и «минусы» того или иного стиля общения в семье. Завершается
занятие составлением рекомендации по
выбору стиля воспитания с ребенком и рекомендациями по выходу из проблемных
ситуаций.
Другим вариантом встречи может стать занятие с
родителями на тему «Запретный плод». В ходе выполнения базового упражнения
родители могут узнать о мнении ребенка, его чувствах в тот момент, когда он стоит
перед выбором. Не менее важным, является опыт выбора аргументов для определения
выхода из проблемной ситуации.
Чтобы поговорить с родителями об умении слушать
и слышать ребенка, можно выполнить ряд упражнений на создание определенного
объекта: нарисовать совместный рисунок (торт праздничный, варежка с узорами,
любой натюрморт), построить совместными усилиями дом или машину. При выполнении
таких заданий очень часто используют усложнения, когда один человек в паре не
может разговаривать или у двух людей
соединяют платком пару рук. Такая работа позволяет родителям увидеть, услышать
каким способом они выстраивают взаимодействие с ребенком, что он при таком
взаимодействии чувствует.
Цель таких тематических встреч не изменить детей,
а помочь родителям измениться и найти новые способы взаимодействия друг с
другом и новые решения возникающих проблем. Как говорит В.Леви: «Родитель,
пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно
теряет время, но очень жестоко рискует».
В
конечном итоге все положительные изменения в родителях не могут не сказаться и
на самом ребенке. Получая каждый день порцию любви и внимания, ребенок
приобретает самое важное – заботу и поддержку. Именно такая «платформа» для выстраивания отношений в семье
даст уверенность в счастливом завтрашнем дне и у родителей и у ребенка.
Дети
являются объектами профилактики в образовательной среде. Педагоги и психологи,
объединяя усилия и выстраивая профилактическую работу с родителями получают
возможность корректировать или невелировать условия и факторы жизни детей. Как
следствие, происходит снижение факторов риска и приобщения несовершеннолетних
к девиантному поведению или употреблению
психоактивных веществ.
Таким
образом, выстраивая в образовательном учреждении единую позитивно
ориентированную систему профилактики, за счет специально организованного
профилактического воздействия на родительскую аудиторию, мы получаем
возможность развития у обучающихся личностных, социально-средовых и
этико-правовых ресурсов, обеспечивающих снижение рисков формирования
аддиктивных форм поведения и воспитание психически здорового и личностно
развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами,
не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.