Приложение № 1.33
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ № 221,
вариант 9.1,.
Утверждена приказом № 70/23-О от 29.08.2025 г.)
Адаптивная программа по учебному предмету
«Профильный труд»
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
9 класс
Класс
9
Итого
Часы
272
272
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
предназначена для учащихся 9 класса, имеющих легкую умственную отсталость.
Адаптированная рабочая программа «Профильный труд» для 9 класса разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебной
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В. Воронковой «Профильный труд», 5-9 классы, М., "Просвещение", 2014.
В программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий основного общего образования.
Целью профиля «Обслуживающий труд» является формирование академических и
жизненных компетенций.
Формирование академических компетенций:
- знать необходимые для себя и близких умения и навыки ведения хозяйства;
- знать о рабочих профессиях;
- знать правила поведения;
- знать санитарно-гигиенические требования;
- знать правила гигиены;
- представлять для чего нужны правила.
Формирование жизненных компетенций:
- умение планировать свою деятельность;
- умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
- умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
- соблюдение норм и правил безопасности трудовой деятельности;
- развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;
- применять полученные знания и трудовые навыки в практической деятельности;
- формирование представлений о профессиях, связанных с изучаемыми технологиями;
- подготовка к самостоятельной жизни;
- формирование способностей решать соответствующие возрасту задачи.
Задачи профиля:
- овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
- овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для социального и трудового взаимодействия;
- обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных
технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и
помощи близким.
Ценностные ориентиры содержания учебного профиля:
На уроках технологии у обучающихся формируются навыки самообслуживания,
выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов
семьи, воспитывается потребность в труде в целом.
Поскольку у обучающихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание
уделяется соблюдению обучающимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам
труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения
новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения
практических работ.
Личностные результаты изучения предмета:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты изучения:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты:
- получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении
труда в жизни человека, о мире профессий;
- усвоение правил техники безопасности;
- овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах,
технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия;
- овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, умением
адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для
полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
- развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые
операции), характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность
работы;
- уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы (аккуратно,
неаккуратно);
- формирование умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать
способы их обработки в зависимости от их свойств;
- формирование навыков самообслуживания, организационных трудовых умений
(правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила
безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
- использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических
задач;
- умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные
виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
- умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы;
соблюдать необходимые правила техники безопасности.
- умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за
растениями, изготовление изделий из бумаги, ткани и других материалов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1. Сезонные работы на пришкольной территории.
Основные сведения
Комнатные растения. Полив комнатных растений. Рыхление почвы. Мытье растения.
Опрыскивание растения. Пересадка растения. Удаление сухих листьев с растений. Мытье
горшков и поддонов. Виды декоративных и садовых растений, деревьев, кустарников, их
строение. Виды цветковых растений. Весенние работы: посев семян однолетних цветковых
растений на рассаду. Правила подготовки почвы к посадке растений. Правила посадки
готовой рассады в открытый грунт. Весенние работы в саду: подготовка почвы для посадок,
сгребание мусора с клумб, поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних
зимующих растений. Весенние работы в саду: высадка рассады на клумбы. Весенние
работы в саду: прополка, рыхление, полив клумбы из лейки. Правила использования
однолетних цветковых растений для оформления школьного двора. Пересадка растений.
Практические работы:
Рыхление почвы. Полив комнатных растений.
Опрыскивание растений. Мытьё растений.
Удаление сухих листьев с растений. Пересадка растений.
Раздел 2. Шитьё, мелкий ремонт одежды.
Основные сведения
Инструменты и материалы для ручного шитья. Отрезание нити. Вдевание нити в иголку.
Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями,
на ножке, крючков.). Выполнение швов «вперед иголку», «назад иголку», «стебельчатый
шов», «петельный шов», «тамбурный шов», шов «козлик». Закрепление нити на ткани.
Закрепление нити на ткани. Пришивание петли на куртку. Закрепление нити. Выполнение
швейных ручных работ: смётывание, стачивание, обмётывание, закрепление подогнутого
края. Выполнение штопки одежки, пришивание заплат. Выполнение композиций с
помощью пуговиц.
Практические работы:
Отрезание нити. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка, закрепление нити на ткани.
Выполнение ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «стебельчатый шов»,
«петельный шов», «тамбурный шов», шов «козлик».
Швейные ручные работы: смётывание, стачивание, обмётывание, закрепление подогнутого
края.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке), крючков.
Изготовление и замена вешалки на одежде.
Осуществление мелкого ремонта: зашивание распоровшегося шва; подшив одежды,
наложение заплатки, штопка разрыва на одежде, выполнение аппликации на одежде.
Изготовления композиций из пуговиц.
Раздел 3. Уход за кухонным оборудованием и посудой.
Основные сведения
Название и назначение предметов посуды и кухонной утвари. Санитарно-гигиенические
требования при работе на кухне. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной
работы на кухне. Предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по
внешнему виду, материалу изготовления, покрытию. Особенности ухода за различными
видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной,
фарфоровой). Уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды. Уход за руками
после мытья посуды. Бытовые приборы на кухне, их правильное использование.
Раздел 4. Работа с пищевыми продуктами.
Основные сведения
Основы рационального питания. Виды блюд. Технология приготовления блюд из овощей и
фруктов. Технология приготовления бутербродов. Технология приготовления блюд из круп
и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из яиц. Блюда из молока и
кисломолочных продуктов. Изделия из жидкого теста. Первичная обработка мяса. Тепловая
обработка мяса. Технология приготовления первых блюд. Технология приготовления
сладостей, десертов, напитков. Приготовление изделий из замороженного теста. Правила
этикета.
Практические работы:
Приготовление бутербродов.
Приготовление блюд из круп и макаронных изделий.
Приготовление блюд из яиц.
Приготовление изделий из замороженного теста.
Раздел 5. Работа с бумагой и картоном.
Основные сведения
История возникновения бумаги, свойства бумаги, разнообразие бумаги, ее виды.
Знакомство с разными видами бумаги, используемой в квиллинге. Знакомство с историей
возникновения бумажной филиграни «квиллинг», с инструментами и приемами работы с
ними. Правила ТБ. Нарезание полосок для квиллинга. Изготовление заготовок из бумаги.
Технология выполнения форм: «тугой ролл» «капелька», «листочек», «листик», «глаз»,
«треугольник», «ромб», «завиток», «полумесяц», «полукруг», «звездочка», «конус»,
«стрела», «спираль». Технология расположения элементов на листе бумаги. Составление
композиций из основных форм квиллинга.
Практические работы:
Нарезание полосок для квиллинга. Изготовление заготовок из бумаги.
Изготовление форм: «тугой ролл» «капелька», «листочек», «листик».
Изготовление форм: «глаз», «треугольник», «ромб».
Изготовление форм: «завиток», «полумесяц», «полукруг».
Изготовление форм: «звездочка», «конус», «стрела», «спираль».
Составление композиций из изученных форм.
Раздел 6. Уход за одеждой и обувью.
Основные сведения
Виды тканей. Стирка шерстяных, шёлковых тканей в машине автомате. Средства для
стирки белья. Утюжка фасонного белья. Выведение мелких пятен с одежды; Подготовка
одежды к сезонному хранению.
Виды сезонной обуви, ежедневный уход за обувью; виды материалов для изготовления
обуви. Гигиенический уход за обувью: правила и способы. Уход за обувью из замши и
велюра. Подготовка обуви к сезонному хранению.
Раздел 7. Личная гигиена .
Основные сведения
Знакомство с правилами личной гигиены. Виды инфекционных заболеваний и меры
профилактики. Значение профилактических прививок. Алгоритм мытья рук, правила
стрижки ногтей, уход за руками.
Раздел 8. Стирка белья. Глажение белья
Основные сведения
Повторение теоретических знаний. Устройство стиральных машин. Моющие средства.
Назначение, применение. Сортировка белья для стирки. Чтение ярлыков на одежде.
Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья. Правила развешивания белья для
досушивания. Практические работы. Сортировка белья. Стирка белья в машине автомате.
Протирка стиральной машины после стирки. Влажно-тепловая обработка изделий из
ткани. Учащиеся учатся различать бельё и одежду по принадлежности и значению ( бельё:
постельное: простыня, пододеяльник, наволочка; нижнее: трусы, майка, футболка,
пижама; для гигиенических целей: полотенце для рук и лица и т.д.)различать одежду по
цвету, материалу.
Раздел 9. Гигиенические требования к помещению и уборка помещений .
Основные сведения
Планировка помещения. Освещение помещения. Технологии уборки помещения.
Технические средства для создания микроклимата в помещении.
Раздел 10. Профессии профильного труда.
Основные сведения
Профессии профильного труда: дворник, уборщик помещений, мойщик посуды, рабочий
по уходу за животными, сторож (вахтер), санитар. Спецодежда, уход за спецодеждой
(стирка, хранение), инвентарь, используемый в работе. Правила безопасной работы с
инвентарем. Должностные обязанности.
Раздел 11. Трудоустройство .
Основные сведения
Трудоустройство: перечень документов, необходимых для устройства на работу. Имидж
молодого человека: молодежный и деловой стиль одежды. Ознакомление с трудовым
кодексом Российской Федерации. Трудовой договор: наличие трудового договора как
официального документа. Правила соблюдения трудовой дисциплины. Права и
обязанности работника в соответствии с ТК РФ.
Зачетно-обобщающий урок по курсу «Профильный труд»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Раздел
Сезонные работы на пришкольной территории
Шитьё, мелкий ремонт одежды
Уход за кухонным оборудованием и посудой
Работа с пищевыми продуктами
Работа с бумагой и картоном
Уход за одеждой и обувью
Личная гигиена
Стирка белья. Глажение белья
Гигиенические требования к помещению и уборка помещений
Профессии профильного труда
Трудоустройство
Всего
Количество
часов
18
49
7
21
118
9
4
24
9
6
6
272
Календарно-тематическое планирование
Профильный труд
9 класс
№
п/п
Наименование темы/урока
Сезонные работы на пришкольной территории
1-3 Инструктаж по технике безопасности.
Комнатные растения. Полив комнатных растений.
Рыхление почвы. Мытье растения. Опрыскивание
растения
4-6 Комнатные растения. Пересадка растения.
Удаление сухих листьев с растений. Мытье
горшков и поддонов
7-9 Виды декоративных и садовых растений,
деревьев, кустарников, их строение. Виды
цветковых растений
10-12 Работы в саду: посев семян
на рассаду,
подготовка почвы к посадке растений, правила
посадки готовой рассады в открытый грунт
Количест
во часов
18
3
3
3
3
Дата
планируем
ая
Дата
фактичес
кая
13-15
16-18
19-22
23-26
27-29
30-31
Работы в саду: прополка, рыхление, полив клумбы
из лейки, правила использования растений для
оформления
школьного
двора.
Пересадка
растений
Работы в саду: правила расчистки дорожек,
подметание
дорожек,
обрезка
сухих
и
поломанных веток и поросли. Виды декоративных
кустарников (высокорослые, низкорослые), уход
за ними
Шитьё, мелкий ремонт одежды
Инструменты и материалы для ручного шитья.
Отрезание нити. Вдевание нити в иголку.
Завязывание узелка, закрепление нити на ткани
Выполнение ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «стебельчатый шов», «петельный
шов», «тамбурный шов», шов «козлик»
Швейные
ручные
работы:
смётывание,
стачивание,
обмётывание,
закрепление
подогнутого края.
Изготовление образца ручных работ
3
3
49
4
4
3
2
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с
четырьмя отверстиями, на ножке), крючков
Изготовление и замена вешалки на одежде
2
2
38-39
Виды
мелкого
ремонта:
зашивание
распоровшегося шва; подшив одежды
Виды мелкого ремонта: наложение заплатки
40-41
Штопка разрыва на одежде
2
42-43
Выполнение аппликации на одежде
2
44-45
Технология изготовления композиций из пуговиц
2
46-47
Разработка эскиза композиции из пуговиц
2
48-49
2
50-51
Подготовка
материала
для
изготовления
композиции из пуговиц
Изготовление основы для композиции
52-53
Нанесение рисунка композиции на основу
2
54-55
Выполнение контура композиции
2
56-59
Заполнение композиции пуговицами
4
60-63
Заполнение композиции пуговицами
4
64-65
Завершение композиции
2
32-33
34-35
36-37
2
2
2
66-67
Оформление композиции
Уход за кухонным оборудованием и посудой
68-69
Санитария и гигиена на кухне. Санитарногигиенические требования к кухонной и
столовой посуде
70-72
Правила пользования столовой посудой и
столовыми приборами. Правила поведения за
столом
73-74
Бытовые электроприборы на кухне
Работа с пищевыми продуктами
75
Основы рационального питания
76-77
Виды блюд. Технология приготовления блюд из
овощей и фруктов.
78
Тепловая обработка овощей.
79
Технология приготовления бутербродов
80
Приготовление бутербродов
81-82
Технология приготовления блюд из круп
и макаронных изделий
83
Приготовление блюд из круп и макаронных
изделий
84
Технология приготовления блюд из яиц
85
Приготовление блюд из яиц
86-87
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
88
Изделия из жидкого теста
89
Первичная обработка мяса. Тепловая обработка
мяса
90
Технология приготовления первых блюд
91-93
Технология приготовления сладостей, десертов,
напитков
94
Приготовление изделий из замороженного теста
95
Правила этикета
Работа с бумагой и картоном
96-97
История возникновения бумаги, свойства
бумаги, разнообразие бумаги, ее виды.
Знакомство с разными
видами
бумаги,
используемой в
квиллинге
98-99
Знакомство
с
историей
возникновения
бумажной
филиграни
«квиллинг»,
с
инструментами и приемами работы с ними.
Правила ТБ
100-102 Нарезание полосок для квиллинга
2
7
2
3
2
21
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
118
2
2
3
103-105 Изготовление заготовок из бумаги
3
106-107 Знакомство с технологией выполнения форм:
«тугой ролл» «капелька», «листочек», «листик».
Изготовление образцов
108-111 Изготовление форм: «тугой ролл»
2
4
112-113 Изготовление форм: «капелька»
2
114-115 Изготовление форм: «листочек»
2
116-117 Изготовление форм: «листик»
2
Технология расположения элементов на листе
бумаги
119-125 Составление композиций из изученных форм:
«тугой ролл», «капелька», «листочек», «листик»
126-129 Составление композиции из изученных форм на
выбор детей
130-131 Знакомство с технологией выполнения форм:
«глаз», «треугольник», «ромб».
Изготовление образцов
132-135 Изготовление форм: «глаз»
1
118
7
4
2
4
Изготовление форм: «треугольник»
4
140-143
Изготовление форм: «ромб»
4
144-145
2
146-149
Знакомство с технологией выполнения форм:
«завиток»,
«полумесяц»,
«полукруг». Изготовление
образцов
Изготовление форм: «завиток»
150-153
Изготовление форм: «полумесяц»
4
154-157
Изготовление форм: «полукруг»
4
158-159
2
160-163
Знакомство с технологией выполнения форм:
«звездочка», «конус», «стрела».
Изготовление образцов
Изготовление форм: «звёздочка»
164-167
Изготовление форм: «конус»
4
168-171
Изготовление форм: «стрела»
4
172-177
Составление композиций из изученных форм:
«глаз», «треугольник», «ромб»
Составление композиции из изученных форм на
выбор детей
Составление композиций из изученных форм:
«завиток», «полумесяц», «полукруг»
Составление композиции из изученных форм на
выбор детей
Составление композиций из изученных форм:
«звездочка», «конус», «стрела»
Составление композиции из изученных форм на
выбор детей
6
136-139
178-183
184-189
190-195
196-201
202-207
4
4
6
6
6
6
6
208-209
210-213
214-216
217-218
219-220
221-222
223-224
224-225
Знакомство с технологией конструирования из
основных форм квиллинга «ролл», «спираль»,
технологией закручивания спиралей и завитков
Составление композиций из основных форм
квиллинга «ролл», «спираль», закрученных
спиралей и завитков
Уход за одеждой и обувью
Виды сезонной одежды и обуви, ежедневный
уход за одеждой и обувью; виды материалов для
изготовления одежды и обуви
Гигиенический уход за одеждой и
обувью: правила и способы
Складывание одежды, раскладывание по полкам в
шкафу, вывешивание на «плечики»
Подготовка одежды и обуви к
сезонному хранению
Личная гигиена
Знакомство с правилами личной гигиены. Виды
инфекционных заболеваний и меры профилактики
Значение
профилактических
прививок.
Алгоритм мытья рук, правила стрижки ногтей,
уход за руками
Стирка белья. Глажение белья
2
4
9
3
2
2
2
4
2
2
24
226-228
Машинная стирка. Составные части машины.
3
229-231
Правила
пользования
стиральной
машиной
Соблюдение техники безопасности при стирке.
Технология машинной стирки. Сортировка белья.
Выбор моющего средства
Установка программы стирки на панели стиральной
машины. Выбор температурного режима стирки.
Закладывание белья. Запуск машины. Отключение
машины, вынимание белья. Развешивание белья.
Сушка белья.
Глажение утюгом. Составные части утюга. Техника
безопасности при работе с утюгом.
Установка
гладильной
доски.
Соблюдение
последовательности действий при глажении белья.
Глажение белья.
3
232-234
235-237
238-240
241-243
244-246
247-249
Гигиенические требования к помещению и уборка
помещений
250-252 Планировка помещения
253-255 Освещение помещения
256-258 Технологии уборки помещения
259-261 Технические средства для создания
микроклимата в помещении
Профессии профильного труда
262
Профессия «Дворник»
263
Профессия «Уборщик служебных помещений»
264
Профессия «Мойщик посуды»
265
Профессия «Рабочий по уходу за животными»
266
Профессия «Сторож (вахтёр)»
267
Профессия «Санитар»
3
3
3
3
3
3
9
3
3
3
6
1
1
1
1
1
1
268-269
269-270
271-272
Трудоустройство
Трудоустройство:
перечень
документов,
необходимых для устройства на работу. Имидж
молодого человека: молодежный и деловой
стиль одежды.
Ознакомление с трудовым кодексом Российской
Федерации.
Трудовой
договор:
наличие
трудового
договора
как
официального
документа. Правила соблюдения трудовой
дисциплины. Права и обязанности работника в
соответствии с ТК РФ.
Зачетно-обобщающий
урок
по
курсу
«Профильный труд»
6
2
2
2