16.12.2024
Графомоторные навыки — это определённое положение и
движения пишущей руки, которые позволяют рисовать, копировать простые узоры,
соединять точки, раскрашивать и т.д.
Структура графомоторных навыков включает в себя:
·
Мелкую
мускулатуру пальцев. Контроль над силой пальцев и быстротой их движения в
работе.
·
Зрительный
синтез и анализ. Определение левых и правых частей тела, его
ориентировка в пространстве, расположение по отношению к окружающим предметам.
·
Рисование. Штриховка,
обведение по контуру, обводка, умение срисовывать геометрические фигуры,
рисовать предметы и детали, дорисовывать незаконченные рисунки или недостающие
детали на них.
·
Графическую
символику. Умение рисовать различной сложности узоров, а также
изображать их с помощью разнообразных символов и знаков.
Формирование графомоторных навыков начинается в период
дошкольного детства и предусматривает прохождение нескольких этапов:
·
Развитие
мелкой и крупной моторики.
·
Формирование
пространственных представлений и их речевое обозначение.
·
Непосредственное
развитие графомоторных навыков.
·
Формирование
изобразительно-графических способностей.
Уровень
развития графомоторных навыков — Один из показателей готовности к школьному
обучению. Если навык сформирован неправильно, возникают трудности с почерком:
он может быть небрежным, неразборчивым, темп написания слов медленный.
У наших малышей пока рука
развивается, осваивает свои возможности. Руке надо дать научиться
приспосабливаться к хватам разных форм, почувствовать разные варианты захватов
предметов.
Детям дошкольного возраста
нужно дать возможность по-разному отработать крупные и мелкие движения. На
начальном этапе научить рисовать прямые, вертикальные горизонтальные линии,
круги, волнистые линии. Могут появляться и другие дополнительные линии, и
элементы рисунка. Свободное рисование даёт возможность развития ребенка, и
базовые предпосылки к развитию графомоторных навыков.
Если
ребёнок много и часто разукрашивает, и обводит, держа карандаш или фломастер
одним и тем же образом, (а в возрасте 3лет, это не писчий хват), то очень
быстро формируется привычка (моторная программа действий), которую потом
переучить практически невозможно!!!
ЧТОБЫ НЕ ЗАКРЕПИТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ХВАТ ВАЖНО ДАВАТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ РУКЕ ДЕРЖАТЬ ПИШУШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПО- РАЗНОМУ ЗА СЧЕТ РАЗНООБРАЗИЯ
ЭТИХ ИНСТРУМЕНТОВ. + МНОГО ИГР С РАЗНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ.
Разнообразие
приобретенного моторного опыта, кисти и пальцев рук (кистевой и пальцевой
праксис) будет развиваться более правильно и готовиться к школьному письму.
Хочу обратить ваше внимание, на пишущие инструменты и рисование: рисование
мелом, палочками на земле и в песке, мелки восковые разных необычных форм, гелевые
мелки, они очень мягкие и дети не будут сильно на них давить, а нам это и
нужно!
Красками можно рисовать с помощью косметических спонжей разных форм,
губками, толстая кисть, щетина. Гуашь
(пальчиковые краски, можно и акварель добавить).
Разукрашивая раскраски красками, ребёнок давит на них с меньшей
силой чтобы получить яркую линию. Зажим в руке не такой сильный, и у пальчиков
появляется шанс быть более подвижными. Карандаши желательно давать детям, после
4,5-5 лет (в зависимости от особенностей ребёнка)
Дошкольник с пластилином и мячиком освоит больше, чем дошкольник с
прописями и ручками. Два раза слепить или смастерить букву гораздо ценнее, чем
20 раз ее написать - в голове сформируется больше нейронных связей, и они будут
более стойкими.
Чем больше разных инструментов, тем больше возможностей развития. Не надо
останавливаться на одном типе захвата. Отвертки, мозаика, молоточки, гайки и
болты, бутылки с крышками, зубные щетки, и т.д. Лучше если эти инструменты
настоящие.
Писчий хват будет формироваться после 4,5 лет примерно, и если все стадии перед этим
рука пройдёт правильно, то писчий хват потом должен сформироваться верно. Надо
будет только напоминать, как правильно взять ручку.
ПИСЧИЙ, ХВАТ- КОГДА РУКА СВОБОДНО ДЕРЖИТ РУЧКУ, ПАЛЬЧИКИ ПОДВИЖНЫЕ.
Неправильный хват может привести к возможным проблемам: быстрому
уставанию; отставание от рабочего темпа класса, некрасивому почерку(дисграфии)
и как следствие возможно нежеланию учиться.
! Но,
неправильный писчий хват конечно далеко не единственная причина дисграфии.
Дисграфия – это частичное
расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или
распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной
речи.
Дисграфия проявляется стойкими, типичными
и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без
целенаправленного обучения.
Развитие графомоторных навыков способствует
профилактике дисграфии.
Регулярная работа с ребёнком по развитию графомоторных
навыков поможет предупредить появление у него ошибок оптического характера или
поможет их преодолеть.
Желаю
всем успехов и радостных моментов общения с вашими детьми!
Учитель-логопед Наталья Александровна