Применение метода проектов на уроках
технологии в среднем звене школы является важным элементом образовательного
процесса, способствующим формированию у учащихся ключевых компетенций,
необходимых для успешной адаптации в современном мире. Этот метод помогает
развить творческие способности, критическое мышление, умение работать в команде
и принимать самостоятельные решения.
Использование
метода проектов имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения:
-
Развитие
креативности:
учащиеся самостоятельно решают поставленные задачи, проявляя инициативу и
находчивость.
-
Формирование
практических навыков:
работа над проектом требует от учеников применять теоретические знания на
практике, что способствует лучшему усвоению материала.
-
Воспитание
ответственности:
ученики осознают важность своевременного выполнения заданий в условиях
группового выполнения проекта и понимают последствия своей халатности.
-
Умение
работать в команде:
проектная деятельность часто предполагает коллективную работу, что помогает
детям научиться взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности и
достигать общих целей.
-
Повышение
мотивации: интересные
проекты мотивируют детей учиться лучше, так как они видят реальный результат
своего труда.
Процесс
проектной деятельности включает следующие этапы:
1. Поисковый этап. Это начальная стадия любого проекта,
включающая постановку проблемы, формулировку гипотез и целей исследования,
выбор методов решения поставленных задач.
Во
время поискового этапа ученики:
·
Определяют
проблему или задачу проекта.
·
Формируют
цель и задачи.
·
Выбирают
объект и предмет исследования если это исследовательский проект.
·
Собирают
и систематизируют необходимую информацию. 
·
Обосновывают
значимость выбранной темы.
2. Технологический этап. Основной этап реализации проекта,
подразумевающий непосредственное выполнение конкретных шагов и действий для
достижения намеченных целей. На этом этапе школьники:
·
Составляют
подробный план действий.
·
Осуществляют
практическое воплощение задуманного: выполняют эксперименты, создают
конструкции, изготавливают предметы, готовят презентации и отчёты.
·
Контролируют
ход выполнения этапов проекта.
·
Решают
возникающие трудности и вносят изменения в проект.
3. Аналитический этап Заключительный этап проекта,
предназначенный для анализа проделанной работы, оценки достигнутых результатов
и выводов. Здесь осуществляется:
·
Подведение
итогов выполненного изделия, исследования и разработок.
·
Оценка
качества выполненного проекта, выявление сильных и слабых сторон.
·
Оформление
отчётных документов, презентаций, защита проекта перед аудиторией.
·
Рефлексия
участников команды относительно личного вклада в успех проекта и приобретённых
навыков.
Часто, работая над проектом,
учащиеся испытывают особую трудность в планировании своей деятельности, что
связано с возрастными и физиологическими особенностями детей и подростков
среднего звена школы. В связи с этим мной была составлена методическая разработка
поэтапного написания проекта для учащихся. Она содержит шаблон проектной работы,
в котором прописана структура проекта, в соответствиями с требованиями к
оформлению проектов. К каждому этапу прописаны задания, которые поэтапно ведут
ребят к намеченной цели.
Подводя итог можно сказать, что в
целом метод проектов на уроках технологии способствует всестороннему развитию
личности школьника, формирует навыки, необходимые для жизни в информационном
обществе, и готовит учащихся к решению реальных жизненных задач.
Составитель: учитель Балагурина А.А.