Экология. Знакомство с природой.
14.02.2025
Помню приятные
воспоминания из детства, как бегали босиком по росистой траве, купались в
чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлепая по
лужам, собирали полевые цветы, ловили со старшими рыбу, радовались солнцу и
снегу. Наверно именно это и помогало мечтать, верить в светлое будущее. Сейчас
даже в отдаленных селеньях люди не могут наслаждаться первозданной красотой.
Везде приложил свою «хозяйственную руку» человек. Обмелевшие реки, пруды, превратившиеся
в болота, уничтоженные животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и села-
вот наше наследие.
В любой газете, СМИ
кричат об экологии, с призывом оглянуться вокруг себя и увидеть экологическую
катастрофу.
В борьбе за будущее
человечества и за высоконравственного человека, огромное, самое важное место
занимаем мы, педагоги. На протяжении многих лет детям внушали: небо, вода,
звезды, любое явление природы- все это во благо человеку. Лес-это древесина, которая
нужна для строительства, топки, изготовления бумаги, лес дает пищу человеку в
виде грибов, ягод, орехов и т.д. Птицы нужны и полезны, потому что они
уничтожают насекомых и т.д. И так во всем. Вот этот потребительский навык очень
хорошо усвоился.
Работая в детском саду на
первый план ставлю нравственные и познавательные цели. Наблюдали с детьми за снежинками.
Снежинки на ладони тают и превращаются в воду, дети заметили сразу, а вот то,
что снежинки красивые, имеют различные узоры, разнообразные формы, что их можно
рассматривать, ребята понимали не сразу. Научить ухаживать за животными
несложно. Но большого труда стоит прививать истинную любовь к животным,
заботливое к ним отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя
обижать, оставлять без помощи. Для того чтобы к ребенку пришло понимание
природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее,
сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идет снег или
светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звезды, учить слышать пение
птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир
ребенка. Заставляют его глубже познавать
окружающее, повышают культуру и интеллект.
Для этого нужна была кропотливая работа.
Экологическое воспитание дошкольников — это процесс формирования у детей знаний, навыков и
ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы. Он
включает работу в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и вовлечение
родителей в экологическое образование дошкольников.