Публикации
26.10.2025
Воробьева Дарья
Васильевна
Учитель-логопед
Современная
логопедия в школе: от исправления звуков к формированию успешной личности
Введение
Представление
о школьном логопеде как о специалисте, который лишь «ставит» детям букву «Р»,
давно устарело. Современная логопедия в стенах образовательного учреждения –
это сложная, многогранная система работы, нацеленная не только на коррекцию
звукопроизношения, но и на формирование фундамента для успешного обучения и
социальной адаптации ребенка. Сегодня логопед становится ключевой фигурой,
обеспечивающей равные стартовые возможности для всех учащихся.
Новые вызовы — новые
задачи
Реалии
современного образования, введение новых стандартов (ФГОС), раннее начало
систематического обучения предъявляют повышенные требования к уровню речевого
развития детей. К сожалению, статистика неутешительна: с каждым годом растет
число детей с такими сложными речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи
(ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), различные формы дизартрии.
Все чаще логопеды сталкиваются с последствиями минимальных мозговых дисфункций
(ММД), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые напрямую
влияют на формирование письменной речи и приводят к дисграфии и дислексии.
В
связи с этим, цели школьного логопеда значительно расширились:
1.
Своевременная диагностика. Выявление не только явных, но и скрытых нарушений,
которые могут проявиться лишь при освоении письма и чтения.
2.
Предупреждение (профилактика) нарушений письма и чтения. Работа ведется не
только с первоклассниками, но и с учащимися старших классов, испытывающими
стойкие трудности.
3.
Комплексный подход к коррекции. Логопед работает не над одним звуком, а над
всей речевой системой: лексикой, грамматикой, связной речью, фонематическим
восприятием, просодикой (интонацией, темпом, ритмом).
4.
Развитие высших психических функций (ВПФ). Тесная связь речи с мышлением,
памятью, вниманием и пространственным восприятием делает обязательным их
включение в коррекционный процесс.
5.
Формирование универсальных учебных действий (УУД). Логопедические занятия
направлены на развитие умения планировать, контролировать и оценивать свою
деятельность, что является требованием ФГОС.
Основные
направления работы современного школьного логопеда:
·
Логопедическое сопровождение в рамках инклюзивного образования. Логопед
составляет адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР), работает в команде с педагогом-психологом, дефектологом
и классным руководителем.
·
Коррекция дисграфии и дислексии. Это одно из самых востребованных направлений.
Специалист использует современные методики, чтобы помочь ребенку преодолеть
стойкие ошибки на письме и при чтении.
·
Развитие коммуникативных навыков. Многие дети, даже с нормальным звукопроизношением,
испытывают трудности в общении: не умеют поддерживать диалог, выступать перед
классом, логично излагать мысли. Логопед создает ситуации успеха для развития
речи как средства общения.
·
Работа в сенсорной интеграции. Для коррекции речевых нарушений часто необходимо
работать с тактильными, вестибулярными и проприоцептивными ощущениями ребенка,
используя специальное оборудование (сенсорные коврики, балансиры, массажные
мячи).
Современные методы и
технологии:
На
смену традиционным карточкам и альбомам приходят интерактивные инструменты:
·
Компьютерные логопедические программы и онлайн-платформы. Они позволяют сделать
занятия динамичными, наглядными и мотивирующими для «цифрового» поколения.
·
Интерактивные доски и планшеты. Позволяют работать с графическими заданиями,
аудио- и видеоматериалами.
·
Элементы кинезиологии и мозжечковой стимуляции. Специальные двигательные
упражнения помогают синхронизировать работу полушарий головного мозга, что
положительно сказывается на речевом развитии.
·
Арт-терапевтические техники (сказкотерапия, песочная терапия) помогают снизить
эмоциональное напряжение и раскрыть потенциал ребенка.
Взаимодействие с
участниками образовательного процесса
Успех
логопедической работы невозможен без тесного сотрудничества:
·
С родителями: логопед объясняет механизм нарушений, дает рекомендации для
домашних занятий, проводит открытые уроки и консультации.
·
С учителями: специалист advisesрует по вопросам индивидуального подхода к
ребенку на уроке, подсказывает, на какие ошибки в тетрадях стоит обращать
внимание в первую очередь.
·
С администрацией школы: логопед участвует в создании адаптированных программ и
психолого-педагогическом консилиуме (ППк) школы.
Заключение
Современный
школьный логопед – это специалист широкого профиля, педагог, психолог и
инноватор в одном лице. Его миссия сегодня – не просто «исправить речь», а
сформировать у ребенка уверенность в своих силах, научить его эффективно
учиться, ясно излагать свои мысли и комфортно чувствовать себя в коллективе.
Инвестируя ресурсы в развитие логопедической службы, школа инвестирует в
успешное будущее каждого своего ученика, закладывая прочный фундамент для его
личностного и академического роста.
Список
литературы
1.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда
/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006.— 182 с.
2.
Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под
ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. —
680 с.
3.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим
речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.
4.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
5.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ,
1999. – 160с.
6.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4. С.
72-78.
7.
Барбашина Н.А. Индивидуализация логопедической работы с младшими школьниками с
ограниченными возможностями здоровья // Школьный логопед. – 2020. – № 3. – С.
61-65.
8.
Поваляева М.А. Настольная книга логопеда / М. А. Поваляева. – Москва : АСТ,
2010. – 603 с.
9.
Смирнова И.А. Логопедический диагностика, коррекция и профилактика нарушений
речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР : учеб.-метод. пособие для
логопедов и дефектологов. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004. – 318 с.
10.
Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 112 с.
