Публикации

26.10.2025

Воробьева Дарья Васильевна

Учитель-логопед

Современная логопедия в школе: от исправления звуков к формированию успешной личности

 

Введение

Представление о школьном логопеде как о специалисте, который лишь «ставит» детям букву «Р», давно устарело. Современная логопедия в стенах образовательного учреждения – это сложная, многогранная система работы, нацеленная не только на коррекцию звукопроизношения, но и на формирование фундамента для успешного обучения и социальной адаптации ребенка. Сегодня логопед становится ключевой фигурой, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех учащихся.

Новые вызовы — новые задачи

Реалии современного образования, введение новых стандартов (ФГОС), раннее начало систематического обучения предъявляют повышенные требования к уровню речевого развития детей. К сожалению, статистика неутешительна: с каждым годом растет число детей с такими сложными речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), различные формы дизартрии. Все чаще логопеды сталкиваются с последствиями минимальных мозговых дисфункций (ММД), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые напрямую влияют на формирование письменной речи и приводят к дисграфии и дислексии.

В связи с этим, цели школьного логопеда значительно расширились:

1. Своевременная диагностика. Выявление не только явных, но и скрытых нарушений, которые могут проявиться лишь при освоении письма и чтения.

2. Предупреждение (профилактика) нарушений письма и чтения. Работа ведется не только с первоклассниками, но и с учащимися старших классов, испытывающими стойкие трудности.

3. Комплексный подход к коррекции. Логопед работает не над одним звуком, а над всей речевой системой: лексикой, грамматикой, связной речью, фонематическим восприятием, просодикой (интонацией, темпом, ритмом).

4. Развитие высших психических функций (ВПФ). Тесная связь речи с мышлением, памятью, вниманием и пространственным восприятием делает обязательным их включение в коррекционный процесс.

5. Формирование универсальных учебных действий (УУД). Логопедические занятия направлены на развитие умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, что является требованием ФГОС.

Основные направления работы современного школьного логопеда:

· Логопедическое сопровождение в рамках инклюзивного образования. Логопед составляет адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), работает в команде с педагогом-психологом, дефектологом и классным руководителем.

· Коррекция дисграфии и дислексии. Это одно из самых востребованных направлений. Специалист использует современные методики, чтобы помочь ребенку преодолеть стойкие ошибки на письме и при чтении.

· Развитие коммуникативных навыков. Многие дети, даже с нормальным звукопроизношением, испытывают трудности в общении: не умеют поддерживать диалог, выступать перед классом, логично излагать мысли. Логопед создает ситуации успеха для развития речи как средства общения.

· Работа в сенсорной интеграции. Для коррекции речевых нарушений часто необходимо работать с тактильными, вестибулярными и проприоцептивными ощущениями ребенка, используя специальное оборудование (сенсорные коврики, балансиры, массажные мячи).

Современные методы и технологии:

На смену традиционным карточкам и альбомам приходят интерактивные инструменты:

· Компьютерные логопедические программы и онлайн-платформы. Они позволяют сделать занятия динамичными, наглядными и мотивирующими для «цифрового» поколения.Хочу такой сайт

· Интерактивные доски и планшеты. Позволяют работать с графическими заданиями, аудио- и видеоматериалами.

· Элементы кинезиологии и мозжечковой стимуляции. Специальные двигательные упражнения помогают синхронизировать работу полушарий головного мозга, что положительно сказывается на речевом развитии.

· Арт-терапевтические техники (сказкотерапия, песочная терапия) помогают снизить эмоциональное напряжение и раскрыть потенциал ребенка.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Успех логопедической работы невозможен без тесного сотрудничества:

· С родителями: логопед объясняет механизм нарушений, дает рекомендации для домашних занятий, проводит открытые уроки и консультации.

· С учителями: специалист advisesрует по вопросам индивидуального подхода к ребенку на уроке, подсказывает, на какие ошибки в тетрадях стоит обращать внимание в первую очередь.

· С администрацией школы: логопед участвует в создании адаптированных программ и психолого-педагогическом консилиуме (ППк) школы.

Заключение

Современный школьный логопед – это специалист широкого профиля, педагог, психолог и инноватор в одном лице. Его миссия сегодня – не просто «исправить речь», а сформировать у ребенка уверенность в своих силах, научить его эффективно учиться, ясно излагать свои мысли и комфортно чувствовать себя в коллективе. Инвестируя ресурсы в развитие логопедической службы, школа инвестирует в успешное будущее каждого своего ученика, закладывая прочный фундамент для его личностного и академического роста.

Список литературы

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.

2. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4. С. 72-78.

7. Барбашина Н.А. Индивидуализация логопедической работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья // Школьный логопед. – 2020. – № 3. – С. 61-65.

8. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда / М. А. Поваляева. – Москва : АСТ, 2010. – 603 с.

9. Смирнова И.А. Логопедический диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004. – 318 с.

10. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 112 с.


6013673231036299920.jpg
Воробьева Дарья Васильевна.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».